Автовладельцы в панике и растерянности. Известные западные производители шин и запчастей уходят с рынка, из-за чего возникает непроизвольное желание скупить всё впрок: детали, покрышки… Ажиотаж по поводу летней резины уже начался и подобен  недавнему ажиотажу с сахаром.      

Фото: Михаил Ковалев

Заходим в один из крупных сетевых автомагазинов на севере Москвы. В зале — пусто, никаких очередей. Правда, на маслах и других товарах в каждом ряду висят объявления о том, что идет переоценка товара и точную цену нужно уточнять у продавцов. Иными словами, товары продолжают дорожать.

— Сейчас ажиотажа нет. Все, кто хотел закупиться на будущее, сделали это еще неделю-две назад, — поясняет консультант Евгений Тузилин. — Хотя я не очень понимаю тех, кто покупал по несколько аккумуляторов. Разве что на продажу, потому что для себя его не купишь. 

Аккумулятору нужна цикличность — он должен подзаряжаться и садиться, подзаряжаться и садиться. Вот купил ты его, поставил дома, и через год он сел. Обратно магазин его не примет.

Можно, конечно, прикупить тормозные колодки и диски, но разве что по одному комплекту. При нормальной езде их меняют после каждых 30 тыс. километров пробега.

Ну а что будет с авторынком дальше — лучше не загадывать. Может, компании вернутся, может, другие придут, а может, машину смените. Кстати, есть еще и Китай — его продукция не так качественна, но, как говорится, тебе шашечки или ехать?

— Хотя почти все высококачественные комплектующие у нас — импортные, и практически все автотовары станут дефицитными (и лампочки, и щетки, и детали), нужно учитывать, что 10 лет на одной и той же машине ты ездить вряд ли будешь, — считает управляющий одного из столичных автосервисов Михаил Веткин. — В ближайшее время владельцы дорогих иномарок гарантированно станут пересаживаться на более дешевые.

Если ты ездишь на BMW или «РенджРовере», наверняка задумаешься о каком-нибудь более бюджетном в эксплуатации корейце. 

Вот накупил ты себе сейчас деталей и комплектующих для «бэхи» — и что дальше? Кому их потом продашь? В зависимости от ситуации на рынке будут менять машины и владельцы более дешевых моделей. А продать детали с рук на самом деле не так просто, ведь даже у автомобиля одной и той же марки играет роль год выпуска. В зависимости от него могут не подойти даже колодки, не говоря уже о салонных лампочках, внешнем свете. Даже радиус колеса может отличаться.

Михаил поясняет, что в теории можно запастись моторным и трансмиссионным маслом, поскольку ведущие компании поставщики приостановили работу на территории РФ (либо законсервировали производство, либо прервали поставки). Но это только в теории.

— Думаю, через какое-то время будет налажено производство из российских компонентов, но не понятно, когда это произойдет, и качество будет хуже. Масло обычно меняют через 365 дней либо после пробега 10 тысяч километров. Однако чтобы делать большие запасы импортного масла, ты должен создать определенные условия хранения, которые соблюдаются на заводах, — поясняет Михаил. — Это и температурный режим, и вентиляция, ему не дают слеживаться. Со временем масло распадается на фракции и при неправильном хранении станет уже совсем другим. 

Вот купил ты три канистры. И где их поставишь? В гараже, где температура летом в жару поднимается до 40 градусов? В квартире?

Не стоит, по мнению Михаила, покупать впрок и ремни — как ГРМ, так и поликлиновые.

— Резина — это полимер, она имеет свойство сохнуть. Повисит такой ремень годика три в гараже — станет как камень, начнет трескаться, и когда придет время менять, просто лопнет, — поясняет он.

Однако это вовсе не значит, что ничего покупать не нужно. Как предупреждают в автомагазинах, владельцам машин стоит именно сейчас приобрести те детали, срок эксплуатации которых подходит к концу. Например, если колодки почти износились, лучше не убивать их до последнего. Если давно не меняли ремни или рулевые тяги — тоже лучше сделать это именно сейчас. Но превращать свою квартиру или дачу в склад точно не стоит: это лишь создаст искусственный дефицит.

Кстати, в России уже стали фиксироваться случаи кражи автомобилей на запчасти. Так, в Сочи на днях был задержан житель Ингушетии, который взял в аренду в разных компаниях несколько автомобилей «Тойота Камри» и не вернул. Когда его задержали, выяснилось, что он разобрал машины на запчасти, которые быстренько продал — и даже деньги уже успел потратить. А в Калининграде местный житель умыкнул со стоянки два прокатных самоката и тоже разобрал на запчасти. Правда, продать не успел — задержала полиция.

Между тем сейчас в самом разгаре ажиотаж на рынке автомобильных шин. Он связан с тем, что ведущие зарубежные поставщики «резины» приостановили работу в России.  

— Конечно, есть и российский завод, и китайские бренды, но автомобилисты понимают, что качество их продукции — хуже того, к которому они привыкли, — рассказали в «МК» на одном из шиномонтажей. — Однако, во-первых, не все заводы остановили работу, а, во-вторых, тех запасов импортных шин, которые есть в России, хватит года на полтора-два. Если шины не начнут скупать, как сахар, дефицита не произойдет. Кроме того, не стоит забывать, что некоторые иностранные заводы у нас еще работают и продолжают поставки.  

Сотрудник шиномонтажа подтвердил, что новость об уходе крупных лидеров рынка подстегнула спрос, и автовладельцы кинулись скупать автопокрышки с большим энтузиазмом, чем в прошлом году.

— Многие звонят и спрашивают: не пропадут ли шины, если они приедут переобуваться ближе к маю. Им мы объясняем, что у клиента всегда есть вариант оплатить покупку сейчас, а забрать — позже. Однако в нынешних экономических условиях при любой покупке лучше не действовать по принципу «деньги вперед». Лучше купите шины прямо сейчас, но не нужно брать по несколько комплектов впрок. При неправильном длительном хранении они могут деформироваться. Если на прошлых вы проездили несколько лет, достаточно одного нового комплекта.