Оплата ремонта пострадавших в ДТП автомобилей «санкционных» марок может рассчитываться, исходя из стоимости неоригинальных и б/у запчастей. С таким предложением выступил Центробанк. Тем самым ремонт даже «свежего» автомобиля из стандартизированной операции превращается в квест для профессионалов. Специалисты в области автосервиса и подбора подержанных машин рассказали, где искать бюджетные запчасти и на что обращать внимание.

Фото: Геннадий Черкасов

Мотивация ЦБ вполне логична: не только стоимость, но и само наличие оригинальных запчастей для немецких и многих других ушедших с российского рынка авто под вопросом. В ближайшие месяцы, а может быть, и годы поиск легального канала поставки таких компонентов окажется затруднен — а ведь страховым компаниям для выплаты необходимы чеки и квитанции.

Решение предлагается самое простое: по страховке (по крайней мере, если речь идет об ОСАГО) компания выплатит рассчитанную по некоему алгоритму сумму, причем при расчете вновь, как это было несколько лет назад, будет учитываться износ деталей. Это хорошее решение для страховой компании, но для владельца поврежденного авто лишь начало квеста. Как вписаться в «оптимизированную» сумму или хотя бы не войти в слишком большой перерасход? 

— Поскольку с поставками оригинальных запчастей все может быть действительно сложно, придется обращаться к неоригиналу, — подтверждает специалист по подбору и обслуживанию автомобилей с пробегом Александр Оленев. — Если речь идет об авто возрастом 5-15 лет распространенных европейских марок, в интернет-агрегаторах по продаже запчастей может быть до 8-10 аналогов на одну позицию. Они различаются по цене и качеству, причем корреляция обычно прямая: чем дороже, тем лучше.

Если покупатель не знает конкретную зарекомендовавшую себя марку запчастей, стоит заказывать самое дорогое, что вписывается в бюджет, советует эксперт. Лучше же всего, по его словам, будет проконсультироваться с мастером, которому вы доверяете.

— Скорее всего, мы сейчас узнаем много новых для российского рынка китайских брендов запчастей, некоторые из них будут достаточно интересны по цене-качеству, — добавляет Оленев. — Экспериментами по поводу «подойдет — не подойдет» гораздо удобнее заниматься именно сервисам, особенно клубным, специализирующимся на конкретной марке. У них первых появится информация, можно ли доверять тем или иным компонентам, сколько они проходят.

Если же говорить о ремонте по страховке — неминуемо поднимается тема кузовных деталей, и с ними обстановка будет наиболее сложная. Если детали подвески или, например, глушитель попадаются в ассортименте неоригинальные, то бамперы и крылья (а тем паче — двери или крышу) можно найти либо оригинальные — либо, в случае санкций, вообще никакие.

— Обычно в таких случаях клиент или мы сами покупаем запчасти на разборках, — рассказал «МК» владелец автосервиса Сурен Баблоян. — Вопрос: как кузовные детали на эти разборки попадают? Вообще-то, если говорить о марках, представленных на европейском рынке, они обычно закупались в Европе: старые автомобили разбирались чаще всего в Прибалтике, детали (те же двери, бамперы, стекла) грузились в фуры и привозились к нам. Сейчас этот канал фактически блокирован. Значит, на разборках окажутся детали разобранных в России машин. А крыши и другие крупные детали будут искать только под заказ. Так это было в 90-е годы. Поиск и разборка может занять несколько месяцев, соответственно, вырастет и стоимость.

Поэтому, советует сервисмен, владельцам машин популярных марок сейчас нужно особенно тщательно беречь свою технику: возможно возрождение, причем в более широких масштабах, практики «угона на запчасти» стоящих под открытым небом авто.