Программы подготовки водителей могут в очередной раз поменяться. Не успели отгреметь страсти по отмене «площадки» и переводу экзаменов в город, как пришла новая напасть: теперь чиновники и транспортники хотят вернуть в автошколы старую добрую советскую модель обучения будущих автомобилистов с жестким разделением на любителей и профессионалов. Правда, элемент новизны в этом все же есть. Принимать экзамены у учеников автошкол могут начать… сами автомобили.

Фото: Геннадий Черкасов

С 2014 года в России действуют утвержденные Минобрнауки программы подготовки водителей, в которых никакого разделения на любителей и шоферов-профи нет: профессионалами считаются все.

Однако эксперты сетуют, что система обучения буксует на все четыре колеса. Автовладельцы-любители попытку обучить их на профи-уровень воспринимают как маркетинговый ход автошкол с целью выманить побольше денег. Ну а те, кто учиться идет с перспективой сделать карьеру за «баранкой» большегруза, говорят, что инструкторы дают им знаний меньше, чем нужно для безаварийной практики.

— Обучать взрослых людей тому, что они не собираются использовать, глупо и бессмысленно, — завила президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева, — При этом качество обучения профессионалов снизилось катастрофически. Транспортные предприятия, куда приходят работать выпускники автошкол, вынуждены их переучивать за свой счет. Статистика МВД показывает, что количество ДТП с участием водителей-профессионалов неуклонно растет.

Эксперты автошкольного рынка считают, что улучшить ситуацию на дорогах поможет внедрение дифференцированного подхода к обучению кандидатов в водители. Новой такую модель назвать язык не поворачивается. Она существовала в СССР. На водительских правах советского образца стояла пометка «с правом/без права работы по найму».

Идею изменений специалисты уже разослали в Минтранс, МВД и ГИБДД. Проект предусматривает разделение всех водителей на две группы: любителей и профессионалов. 

Для любителей требования к знаниям и навыкам останутся без изменений. Правда,  останутся доступны программы обучения только на три категории прав: А, В и М.

С профессионалами все гораздо сложнее. Таким кандидатам придется пройти длительную программу поэтапного допуска по категориям транспортных средств от более простой к более сложной. Например, человек мечтает выучиться на водителя автобуса. Это категория D. Чтобы ее получить, ему сначала придется получить «любительские» права на категорию В, отъездить с ними 12 месяцев и только потом заново поступить в автошколу на курс подготовки водителей категории D. Точно так же это будет работать и с теми, кто хочет стать водителем грузовика (категория С).

Формула подготовки водителей профессионалов в проекте выглядит так: обучение на любительский уровень — экзамен в ГИБДД — год практики — доподготовка на уровень «профи» — экзамен в ГИБДД. На выходе человек получит новые права с отметкой о возможности работать в системе пассажирских или грузовых перевозок.

Кроме того, могут быть ужесточены требования к преподавателям автошкол. Директор департамента ДОСААФ Александр Валяев посетовал, что сейчас нет ни одного документа, в котором были бы прописаны требования к квалификации инструктора и мастера производственного обучения вождению.

— Сейчас от инструкторов требуется знанием устройства электротехники. Зачем это нужно, непонятно. Зато критерии качества управления транспортным средством, типичные дорожные ситуации, способные привести к ДТП, влияние дорожных условий на безопасность вождения — ничего этого мы от инструкторов почему-то не требуем, — говорит Александр Валяев.

Кроме того, автошколам может быть запрещено самостоятельно ковать для себя кадры. В планах экспертного сообщества и чиновников профильных ведомств — создание реестра учебных организаций, которые будут иметь право заниматься подготовкой педагогов для автошкол. Предполагается, что в список попадут вузы, техникумы и ведомственные учебные заведения, которые занимаются научной работой.

Еще одно запланированное новшество может стать ударом для автошкол, которые заманивают учеников низкими ценниками, а потом всеми силами пытаются снизить свои затраты на образовательный процесс.

— Такие автошколы на своих сайтах пишут стоимость обучения в пять, десять тысяч рублей. Анализ их деятельности дает основания предположить, что эти автошколы не выполняют требования программ подготовки водителей. Они нацелены только на механическое заучивание теоретических билетов, натаскивание учеников на площадке и поездки по экзаменационному маршруту, — считает Валяев.

Чтобы повысить мотивацию автошкол к реальному и качественному обучению, авторы поправок предложили закрепить в законе минимальную стоимость услуг. В этом случае в инструкторов появится возможность ценник повышать в зависимости от того, что действительно нужно конкретному ученику.

Для контроля качества работы автошколы каждый учебный автомобиль может быть подключен к системе ГЛОНАСС. Так можно будет в режиме реального времени отследить местонахождение машины и определить, прогуливает инструктор занятие с учеником или честно наматывает положенные по программе подготовки 56 часов.

Кстати, айтишники систему контроля за учебным процессом довели практически до совершенства. Они создали приспособление, которое не просто контролирует движение учебного автомобиля во время урока — оно еще и передает все данные в ГИБДД. Пока система отрабатывается на грузовиках. Но ничто не мешает перенести ее на легковушки.

— В основе системы контроля цифровой тахограф, видеокамера с функцией распознавания лица, датчик под водительским сидением и программа, которая устанавливается на компьютер сотрудника ГИБДД,  — рассказал глава компании-разработчика систем виртуальной реальности Рамиль Гайнутдинов, —  В результате всегда видно, кто из учеников был за рулем в течение дня. Как только ученик откатал положенные 56 часов, напротив его фамилии в программе появляется зеленая галочка или флажок. Обмануть эту систему невозможно. Даже если учитывать масочный режим, камера распознает человека по глазам.

Более того, экзамены у будущих шоферов большегрузов уже начали принимать…сами грузовики. По словам Рамиля Гайнутдинова, пока таких пилотных большегрузов три штуки, их планируется протестировать в трех регионах страны. «Автомобиль-экзаменатор» под завязку напичкан умной электроникой. Датчики и видеокамеры фиксируют каждое действие ученика: от времени на выполнение каждого упражнения до градуса поворота руля и скорости нажатия на педали газа и тормоза. Как рассказал эксперт, создать необычную разработку айтишников заставил неприятный случай во время военной операции 2008 года на границе с Грузией.

— Колонна грузовиков не доехала до места назначения и не довезла груз, — рассказал Гайнутдинов, — Минобороны предъявило претензии производителю: дескать, вы выпускаете плохую технику. Но потом оказалось, что за рулем грузовиков были молодые ребята, не контрактники. Они запутались, не сориентировались. В итоге сначала одна машина заглохла, затем другая. Мы решили создать для таких случаев тренажер виртуальной реальности. Ведь ПДД запрещают вывозить ученика на скоростную магистраль, нельзя обучать в ночное время или в плохих погодных условиях. Виртуальная реальность позволяет все это отработать. Потом мы дошли и до разработки автоматизированного «автомобиля-экзаменатора» и системы контроля качества обучения в автошколе.