Долгожданная ответственность агрегаторов такси за вред здоровью пассажиров машин с шашечками может быть введена в России в ближайшем будущем. Минтранс прислушался к ранее озвученной позиции Верховного суда и подготовил необходимый для этого законопроекта. Кроме того, в документе масса важных новшеств для самих таксистов.

Фото: Лилия Шарловская

Главное для пассажиров в проекте закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси» — ответственность транспортных посредников. Сейчас картина печальная: человек попадает в ДТП на такси, а спрашивать оказывается подчас не с кого. Водитель переводит стрелки на таксопарк, тот — на агрегатора, который оправдывается тем, что роль его маленькая: принять заказ и передать его таксисту. При этом еще в 2018 году Верховный суд указал на то, что агрегаторы не должны выдавать себя за диспетчерскую и обязаны нести ответственность перед пассажиром за ущерб от аварии наравне с таксопарком и водителем. Ведь простой гражданин, вызывая машину «с шашечками» через популярное приложение IT-гиганта, понятия не имеет, что на самом деле перевозчиком будет являться совершенно другая компания или бизнесмен-частник. Теперь позиция ВС перекочевала в проект закона о такси. Также в документе очень много важных изменений для представителей таксомоторного бизнеса. Во-первых, самозанятые таксисты смогут работать легально. Сейчас в законе дыра: специальный налоговый режим для самозанятых граждан есть, а разрешения на извоз они получить не могут. В проекте Минтранса этот пробел убирается. Во-вторых, таким таксистам-частникам станет куда сложнее взять машину в аренду. Авторы законопроекта отмечают, что сейчас проблем в этом нет, но фирмы-арендодатели ни за что не отвечают. По новым правилам аренда легкового такси будет означать автоматическую обязанность для водителя проходить регулярные медосмотры и проверки технической исправности машины. Самих перевозчиков и их «железных коней» чиновники запишут в два реестра — это еще одно новшество из документа. Кроме того, изменится ценовая политика. В целом тарифы будут устанавливать уже не агрегаторы, а сами перевозчики. Но для Москвы и других городов федерального значения правила могут оказаться еще жестче. На уровне региональных законов чиновники смогут устанавливать минимальный тариф на поездку. Это нужно для того, чтоб таксисты не перерабатывали. Сейчас по данным ведомства столичные извозчики крутят баранку по 11-12 часов в сутки из-за того, что ценовую политику диктуют агрегаторы. Тарифы для пассажиров бывают низкими, а комиссия для водителя — очень  высокой.