Для водителя частной легковушки большинство дорог в России пока бесплатные. А с точки зрения водителя грузовика бесплатных дорог в стране практически не существует. Неформальные «тарифы» растут от севера к югу России, рассказали «МК» дальнобойщики. Но с ростом цены проезда «инспектору в руки» снижается эффективность досмотров — вплоть до его полного отсутствия. Возможно, именно это стало причиной того, что фура со взрывчаткой попала на Крымский мост. Изменится ли что-нибудь?

Фото: Кирилл Искольдский

Фуры, в отличие от легковушек, практически во все времена пользовались большим вниманием у проверяющих на дорогах. На данный момент грузовики проверяют не только инспекторы ГИБДД, как легковые авто, но и сотрудники Ространснадзора. Они могут размещаться как на стационарных, так и на передвижных контрольных пунктах и, согласно приказу Минтранса № 119, «осуществлять визуальный (внешний), документальный и инструментальный контроль».

— Такой пост часто можно миновать без остановки, вопрос, на что именно они нацелены, — рассказал «МК» Борис, перевозчик-частник, работающий на 20-тонном автопоезде-рефрижераторе. — Стопроцентно тормознут самосвалы, лесовозы — проверка документов и весовой контроль. Вообще у них главная задача не допустить перевеса, который изнашивает дорогу. Но если даже у тебя обычная «Газель», но старая или ржавая, а сам ты похож на бомжа, остановят обязательно — потрясут насчет документов, техсостояния.

Посты контроля обычно расположены на границах регионов. Многие из стационарных на федеральных трассах закрыты — например, в здании известного многим Торбеевского поста на выезде из Московской области по Ярославскому шоссе теперь ларек с шаурмой! Но и на федеральных трассах, и на малых «пьяных дорогах» между регионами могут стоят уже упомянутые мобильные посты.

— Если ты идешь на брендированной машине типа «Магнит», «ПЭК», «Петрович» и тому подобное, тебя могут и просто пропустить, если у них и без тебя очередь на проверку, — рассказывает Борис. — Если ты частник, совсем другое дело: тебя поставят в эту очередь. И вот тут, даже если у тебя все в порядке, появляется развилка. Либо ты сразу даешь инспектору по таксе (в разных регионах по-разному, бывает и 1000 рублей хватит, бывает и 3 000, и больше) и «ускоряешься», либо стоишь на проверку минут сорок. И все, кто заплатит гайцу, тебя обогнали, а потом они уже встали на стоянку, а тебе еще до нее чухать и чухать.

Что проверяют на дороге: в первую очередь, габариты и вес, затем документы на груз (транспортные накладные) и собственные водительские права. А также весь пакет документов на технику, в том числе действующие диагностические карты, страховку и т. д. Если перевозятся опасные и специфические грузы, документы должны включать и соответствующие лицензии. 

При этом к опасным грузам относятся «любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей». А к специфическим — такие, как древесина, живность, скоропортящиеся продукты и другие.

«Сумка с документами в рейсе у меня потянет килограмма на четыре», — рассказывает дальнобойщик. По его словам, рефрижераторы реже подозревают в перевесе, зато чаще пытаются «поставить в очередь», чтобы вынудить водителя прибегнуть к платному «ускорению».

Заказы большинство частных водителей (с теми, кто работает в больших транспортных компаниях, все проще, у них на это есть диспетчеры) получают через мессенджеры. Во всех регионах существуют полуформальные диспетчерские сети, работающие с перевозчиками-индивидуалами. Через них и «разбирают» заказы. В пути может поступить предложение (или даже команда, если речь о небольшой компании на несколько фур) «догрузиться». Клиенты знают телефоны этих диспетчеров напрямую и передают их по цепочке. При этом часть диспетчеров и даже отдельных перевозчиков можно найти на сайтах бесплатных объявлений.

— Пока что не было решения, что что-то меняется, закрывается, — сообщила «МК» диспетчер, координирующая движение автовозов. — Требования прежние: нужны документы на автомобиль, хоть какие-то. Совсем без них — арендуйте отдельный эвакуатор или прицеп-подкат, перевозите на свой страх и риск.

Южные регионы (Ростовская область, Северный Кавказ, Кубань) до сих пор, как рассказали собеседники «МК», славятся жадностью проверяющих. Которые берут свое не величиной «тарифа», но неотвратимостью поборов. Из уст в уста пересказывают случаи, будто бы имевшие место несколько лет назад: при досмотре в фуру «особо умного» водителя подкинули наркотики, как результат — уголовное дело.

Правда или нет — уже не выяснить (кстати, про досмотр легковушек на юге трассы М4 рассказывают похоже), но для водителя, обязанного доставить груз в срок, терять даже несколько часов на разбирательства, привлечение адвокатов и тому подобное — слишком большая роскошь. Проще заплатить (и порой «тариф» тут уже не одна, а несколько красных купюр). Цена проезда в срок (без затянутых проверок) от Москвы до Крыма в летний сезон заметно превышает 50 тысяч рублей, сообщают собеседники «МК». Если налицо какие-то видимые нарушения, такса может быть и больше.

Читайте материал «Напарник погибшего на Крымском мосту водителя Юсубова описал схему погрузки»