Пандемия коронавируса привела к масштабному дефициту на рынке автопрома. Всему виной нехватка чипов — полупроводников, облегчающих водителям управление машинами. Производство таких микросхем находится в руках американских и азиатских IT-компаний, которым их нынешнего выпуска высокотехнологичных плат едва хватает для удовлетворения внутреннего рынка. Импортеры же, включая Россию, страдают вдвойне: доставка новых иномарок задерживается и провоцирует рост цен на новый автотранспорт.

Впрочем, наиболее болезненным ударом для нашей страны является подорожание подержанных машин, служащих традиционным средством передвижения отечественных автолюбителей, которые и без мирового кризиса с трудом могли наскрести деньги на покупку четырехколесного друга.

Фото: Геннадий Черкасов

Мировой автомобильный рынок находится на грани очередного глобального кризиса. Всему виной нехватка чипов, отвечающих за дополнительные эксплуатационные функции — предотвращающую блокировку колес систему ABS, контролирующую динамическую стабилизацию транспортного средства систему ESP, датчики парковки, электронный блок управления двигателем и так далее. Выпуск таких микросхем в прошлом году заметно сократился, когда основные производители плат (американская компания Intel, южнокорейская Samsung и тайваньская TSMC) отправили своих сотрудников на карантин. После локдауна вернуться к прежним показателям IT-гиганты пока не смогли, поскольку полный цикл создания подобных микросхем занимает до полугода.

«Благодаря разрыву логистических цепочек, обусловленному вынужденным карантином, мировой автопром сократил выпуск автомобилей — по итогам года производство новых машин окажется на 7–9 млн меньше, чем в 2020-м, — поясняет ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Последствия очевидны: цены на автомобили взлетели, а их продажи, напротив, снизились. До конца года эти тренды точно сохранятся».

Слова эксперта уже сейчас подтверждаются цифрами: по оценке дилеров, в августе в России выросли в цене машины сразу 25 марок. Доставку заказанного импортного авто покупателям приходится ждать на месяц-два дольше, чем в допандемийные времена, а очередь на ряд зарубежных моделей, особенно в хорошей комплектации, перешла на вторую половину 2022 года. В целом продажи легковушек в нашей стране с середины лета рухнули примерно на 20%.

Заменить импортные чипы доморощенными аналогами у отечественных программистов не получится еще долго — индустрия российской микроэлектроники для автопрома с натяжкой превышает полпроцента от мирового рынка. Следовательно, в ближайшем будущем ценники на «железных коней» продолжат расти. «Особенно пострадают покупатели премиум-класса — излюбленные ими модели с начала года уже подорожали на 1,5–2 млн рублей, — объяснил на условиях анонимности «МК» директор столичного автосалона. — Впрочем, в первую очередь стоит пожалеть тех, кому с горем пополам хватает на отечественные авто — если в конце 2020-го заурядные «Жигули» можно было приобрести за 600 тыс. рублей, то сейчас стоимость обыкновенной «Лады» может переваливать за миллион».

Как полагает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова, на решение проблемы дефицита полупроводников потребуется до двух лет. Хотя уже наблюдаются положительные сдвиги — в частности, в будущем году тайваньский TSMC рассчитывает запустить новый завод по выпуску микросхем. Возможно, автоконцерны пустят в ход чипы, которыми они успели запастись накануне пандемии. Однако стоимость легковых машин в любом случае не снизится.

Между тем у отечественных сторонников персонального транспорта существует другая причина для дополнительной и вполне обоснованной тревоги. По словам директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, новая машина в наших реалиях доступна лишь каждому пятому россиянину. Остальные 80% автомобилистов довольствовались подержанными моделями, приобрести которые раньше можно было относительно дешево. Теперь же цены на авто с пробегом также не стоят на месте и число их обладателей рискует сократиться. По данным онлайн-сервиса по продаже подержанных авто, с января по август средняя стоимость легковушек возрастом до трех лет выросла более чем на 40% (до 1,12 млн рублей), а машины, эксплуатирующиеся в течение 4–5 лет, подорожали на 35% (850 тыс. рублей). В результате автомобиль в нашей стране все ближе в тому, чтобы, как и в былые времена, превратиться из средства передвижения в роскошь, позволить которую может себе далеко не каждый.