Водителей, в автомобилях которых установлены шторки и так называемые каркасные сетки, все чаще жалуются на «придирки» инспекторов ГИБДД. Хотя формально эти приспособления незаконны только на передних окнах и во время движения, инспекторы ДПС заставляют снимать шторки под угрозой лишения номеров. Есть две версии, зачем это делается: одни сотрудники ГИБДД объясняют борьбу со шторками «антимигрантскими мерами», другие указывают на скорое введение распознавания по лицу дорожными камерами.

Фото: Лилия Шарловская

— Попал в такую ситуацию еще в августе, — рассказал «МК» москвич Артем Комиссаров. — Остановили в Подмосковье, в районе Купавны, в темное время суток. Сначала проверяли на алкоголь, но после того, как я оказался трезвым, заметили свернутые шторки на передних окнах. Потребовали немедленно убрать и выписали штраф в 500 рублей, иначе пригрозили изъять номера. Я видел, что сотрудники явно не в настроении и решил не спорить — в машине были жена и дети.

Юридически дело обстоит следующим образом: техрегламент Таможенного союза, который определяет, с какими нарушениями запрещен допуск автомобиля на дорогу, действительно ограничивает возможность установки шторок. Они допустимы на окнах туристических автобусов и на задних стеклах легковых автомобилей, если у них есть левое и правое наружные зеркала. Таким образом, на машинах советских времен, у которых всего одно, левое наружное зеркало, шторки запрещены в принципе, а на всех современных легковушках незаконны шторки на лобовом и передних боковых стеклах. К ним приравниваются и так называемые каркасные сетки, ограничивающие видимость.

Основная коллизия состоит в том, что запрещена «эксплуатация» автомобиля с передними шторками. И инспекторы ДПС трактуют это так, что нарушением является даже сложенная шторка, а вот сами водители обычно полагают, что если устройство в «походном» положении — все в порядке, ехать можно. И едут — пока не наткнутся на очередную проверку.

— Добрый совет: если нужны шторки в автомобиле, стопроцентно без проблем можете использовать только шторки на присосках, — рассказал «МК» сотрудник столичного главка ГИБДД. — Конечно, в движении их нужно убирать из передней полусферы. Так, чтобы в районе лобового и передних стекол абсолютно все было штатно. Дело в том, что на возражение водителя, что шторка свернута и никому не мешает, уже готов контраргумент: это дополнительное оборудование, которое не сертифицировано и не вписано в ПТС, а потому будьте добры его оформить как полагается, через экспертизу и сервисный центр. А оформить вряд ли удастся, потому что нет ни методик оценки безопасности таких приспособлений, ни специалистов.

По словам собеседника «МК», на федеральном уровне есть «установка» на нулевую толерантность к «непрозрачным» автомобилям. И объясняется она тем, что новые функции камер дорожного контроля — в частности, работа по непристегнутым ремням безопасности и использованию телефонов за рулем — требует как можно лучшей просматриваемости салона. А в ближайшие годы планируется следующий этап развития этой системы: водителей будут распознавать по лицу, и в подозрительных случаях, если системе покажется, что за рулем человек, не вписанный в ОСАГО, либо злостный нарушитель-«лишенец», инспекторы будут останавливать автомобили для уточнения личности водителя. 

Интересно, что «на земле» сотрудники ДПС по-другому объясняют водителям гонения на шторки. Помимо того, что написано в Правилах (ничто не должно ограничивать обзорность с места водителя), инспектора говорят: ловим, потому что шторки и сетки (особенно черные) — признак уроженцев южных регионов и сопредельных государств, которые часто бывают замечены в опасном вождении.

Впрочем, чем бы ни объяснялись рейды, само их наличие — признак того, что Госавтоинспекция вернулась к своему привычному занятию, то есть проверкам на визуально заметные технические неисправности прямо на дорогах. Так что, получается, неважно, что происходит с техосмотром — даже при его формальной добровольности для частников контроль сохраняется. И даже местами усиливается. Полная прозрачность во всех смыслах!