Сторонники использования сервисов каршеринга обычно еще и сторонники экономии: зачем покупать собственный автомобиль, если можно взять в аренду? Все верно, но с оговоркой — до тех пор, пока не попадёшь в ДТП по своей вине. Социальные сети облетел рассказ москвича: авария на автомобиле каршеринга обошлась ему в 1 031 013 рублей. За эту сумму даже сегодня, в кризис, можно купить собственную подержанную машину. 

Фото: Алексей Меринов

Невооруженным глазом на фотографии, которую сделал неудачливый москвич, видно только одно: машина, что называется, всмятку: разбиты бампер и обе фары… Ключевой вопрос: какие повреждения скрываются под капотом? Нередко после ДТП владельцы автомобилей узнают такие названия запчастей, о которых никогда прежде не слыхали. Однако не так уж легко поверить, что последствия даже такой неслабой аварии обойдутся в миллион рублей: любой, кто хоть раз разбивал машину, скептически нахмурится.

И правильно сделает. В разговоре с корреспондентом «МК» транспортный эксперт Пётр Шкуматов заострил внимание на том, что усиливать панику не нужно: в данной ситуации беда не в самом ДТП, а в том, что оно произошло на автомобиле каршеринга.

— Конечно, здесь нет ущерба на миллион. Ремонт таких повреждений даже сейчас, по новым ценам, будет стоить порядка 300 000 рублей, а если немного схитрить и взять бывшие в употреблении запчасти и справиться своими силами, то можно сделать на недорогом сервисе за 150 тысяч.

Беда в том, что это автомобиль каршеринга: он на гарантии, и для ремонта и оценки повреждений его привезли к дилеру. Дилер посчитал все по своим ценам, с использованием только новых оригинальных запчастей, а они подорожали в три раза и выше. Службе каршеринга назвали сумму, они переадресовали клиенту. В данном случае каршеринг — это лишь посредник, его нельзя обвинять в жадности, — объяснил Шкуматов.

По словам эксперта, сейчас попадать в ДТП на автомобиле каршеринга опасно не только с точки зрения жизни и здоровья, но и из-за цены: дилерское обслуживание стремительно дорожает.

— Я хочу предупредить всех: если вы не абсолютно уверены, что не попадете в ДТП по своей вине, лучше откажитесь от использования каршеринга. Иначе стоимость ремонта будет космической. На личном автомобиле, конечно, тоже не стоит попадать в аварии, ремонт все равно будет дорогим, но все-таки не запредельным, — подчеркивает Шкуматов.

Пострадавший москвич между тем намерен судиться со службой каршеринга и оспаривать сумму штрафа. При этом в сообщении, которое он получил от агрегатора, сказано: «Как вышла такая сумма и почему все так обернулось, можно прочитать в пунктах 9.2.1, 10.4 — 12 договора, а также в разделе 7 и приложении №3 договора аренды ТС». То есть все вроде бы прозрачно, и никто ничего не собирается скрывать.

Его пример — другим наука. Поскольку уверенным в своей неуязвимости на дороге не может быть ни один водитель, может так случиться, что интерес к каршерингу будет снижаться на наших глазах. Да и на личных автомобилях люди будут осторожнее. Кризис — время беречься на дорогах. К примеру, банальный бампер — кусок пластмассы, к которому многие автомобилисты относятся как к расходнику, — сегодня продают уже за 60 тысяч рублей (при том, что раньше оригинальный бампер для основных популярных моделей авто продавали за 12-15 тысяч).

Ранее эксперты предупреждали, что на фоне кризиса могут участиться случаи угона автомобилей: машины будут разбирать на запчасти, которые стремительно дорожают. По мнению страховщиков, дефицит запчастей проявится по всем маркам и моделям, поэтому в обозримом будущем не слишком корректно будет разделять автомобили на «часто» или «редко» угоняемые: рискуют все, от малолитражек до премиальных лимузинов. По прогнозу автомобильного эксперта Александра Шумского, черный рынок деталей ждет небывалый всплеск активности, если власти в кратчайшие сроки не организуют доставку автомобилей и комплектующих. При этом эксперт призывает не путать легальные, пусть и «левые» комплектующие, которые завозятся с заводов Китая, и те, которые будут добыты криминальным путем с угнанных авто. 

Владельцев личных автомобилей ждет и еще одна проблема — нежелание страховщиков заниматься машинами, которые те сочтут бесперспективными. После определенного порога (очень небольшого!) наступает так называемый «тотал»: так называют полную гибель автомобиля, точнее, ситуацию, когда стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля превышает 65% от его страховой суммы, в том числе когда машина в принципе не подлежит восстановлению. При этом многим страховщикам, подчеркивают эксперты, сегодня выгоднее списывать авто, чем пытаться их починить. Это началось не в кризис, а еще раньше.

«Незадолго до Нового года я попал в ДТП: в мою левую дверь въехала машина, которая выезжала из двора. Повреждения вроде бы не слишком серьёзные, но и машина моя не слишком новая, ей уже девятый год.

Страховая сообщила, что готова выплатить почти символическую сумму — около 200 тысяч рублей, но ремонтировать автомобиль не собирается. За эти деньги, конечно, спасибо, но они оказались каплей в море — новый автомобиль, очень скромный, я купил за 1,1 млн рублей. Теперь выплачиваю кредит. Иногда жалею: может быть, нужно было плюнуть на страховую и попытаться починить своими силами? Но рад, что успел до кризиса», – поделился с «МК» один из читателей.