Коронавирус на этот раз, кажется, косит всех подряд. А еще только начало очередной волны. Многие предприятия уже отправили часть сотрудников работать из дома, где-то проводят регулярные тестирования. В общественном транспорте стало свободнее. Но означает ли это, что люди в основном сидят по домам и никуда не ездят? Об этом и о том, как новая волна коронавируса повлияла на работу такси, мы поговорили с его работниками из разных городов.

Фото: Лилия Шарловская

В Москве в такси в основном работают приезжие. С одним из таких водителей поговорил «МК». Сергей приехал из региона, в столице живет около 5 лет. Два года назад он приобрел в кредит иномарку эконом-класса. «Тогда многие таксисты так сделали, потому что работать на своей машине выгоднее, чем на арендованной: не нужно платить каждый день половину заработанных денег, а то и больше — в счет аренды», — рассказывает он.

Каждый месяц водитель относит в банк 35 тысяч рублей – взнос за автомобиль. Кроме того, оплачивает вскладчину с друзьями съемное жилье. Заработок в такси раньше его устраивал, а в последнее время перестал.

«30% от суммы заказа забирает агрегатор, как комиссию. А еще нужно платить за бензин, за техобслуживание, оплачивать штрафы, которые не по своей вине получаешь, а из-за пассажиров, которых приходится подбирать в местах, где висит камера. Получается, что заказ на 200 рублей, а штраф приходит на полторы тысячи. И кушать на что-то нужно, одеваться. Короче, работа в такси стала невыгодной», — рассказывает Сергей.

После Нового года, по его словам, ситуация стала еще сложнее. «Работы стало меньше, заказы приходят дешевые. Да еще каждый день проверки и рейды. Проверяют все – путевые листы, маски в наличии с запасом, антисептики, влажные салфетки. Проверяющие — ГАИ, МАДИ, Роспотребнадзор, Ространснадзор, санитары придираются ко всему, к чему можно», — жалуется таксист.

Кроме того, в последние недели машину все больше заказывают больные люди — просят отвезти в поликлинику или обратно. «А я как проверю – с коронавирусом он или еще с чем? – возмущается Сергей. – Если сам заражусь, кто меня кормить будет?»

Водитель говорит, что плюнул на все и ушел работать в доставку. И не он один: «За последние две недели ушли вместе со мной еще четверо моих друзей-таксистов».

Обалдела от московских цен

Вероника приехала в Москву с юга России. «У меня здесь были друзья, заманили высокими зарплатами, — рассказывает таксистка. – Я прикатила на своей машине. Важная такая. И просто обалдела от московских цен».

Поначалу Веронике удавалось заработать тысяч семьдесят в месяц. Но пахать приходилось чуть не круглые сутки. «А сейчас работай-не работай, столько уже и не получается», — жалуется она.

Вероника тоже решила присмотреться к работе в доставке. «Там можно нормально получать, а сама работа полегче, — объясняет она. – Не нужно мотаться из одного конца города в другой, простаивая в пробках. Можно взять один район и сделать за день заказов 25-30, потому что часто заказывают доставку в офисы, а они могут находиться в одном бизнес-центре. Я уже ездила на собеседование, обещают от 70 тысяч рублей плюс подработки. Даже думать не буду – только найду офис поближе к дому».

С ПЦР-тестами все обанкротятся

Что же выходит, Москва рискует остаться без такси, либо цены на эту услугу подскочат?

— Все пока как было, так и осталось, — говорит председатель координационного совета межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков. – Количество заказов не изменилось, да и локдаун-то никто не объявлял. Очень много сейчас заказов корпоративных, также развозим много продуктов и прочего. Цены на поездки в последнее время не изменились – как поднялись после Нового года, так и остались».

Попков тоже говорит, что больше в последние дни стало людей, вызывающих такси для поездки в поликлиники. «Часто ездят больные с температурой, — говорит он. – Но лично я в коронавирус особо не верю, хоть и сделал прививку. Сам недавно гриппом переболел».

— Многие таксисты болеют сейчас? – поинтересовались мы у Попкова.

— Такого, чтобы прямо больше, чем обычно и чтобы умирали – нет. Все, как обычно зимой. У кого организм слабый, тот и болеет. У кого крепкий – не болеет или болезнь проходит в щадящем режиме.

— Проверяют ли водителей на коронавирус?

— Обязательных требований нет. Если введут ПЦР-тесты, то с нашими конскими ценами все сразу обанкротятся. Поэтому, никто у нас этого не делает и не собирается. А если начнут заставлять, то профсоюз выступит с жестким требованием прекратить людей загонять в нищету. Если нужно проводить ПЦР-тесты, то пусть это делают за государственный счет.

— Есть ли обязательное требование надевать маски? По опыту скажу, что их надевают не все водители такси, а от пассажиров этого требуют единицы.  

— Есть требование, его все должны соблюдать – и таксист и пассажир. А как оно соблюдается – это уже дело Роспотребнадзора проверять.

У водителей иммунитет крепче?

В Крымской профсоюзной организации таксистов рассказали «МК», что статистики, по которой можно было бы судить об увеличении или уменьшении количества заказов, в регионе не существует.

— Такси работает, заказы выполняются, — говорит руководитель организации Андрей Козарь. – А статистики нет, потому что 90% такси у нас нелегальные

– ездят без разрешения или по чужим разрешениям. Соответственно, ни информация не проходит ни по ПФР, ни по ФМС. Я ориентируюсь на данные от ассоциации пассажиров. Мы с ними регулярно встречаемся, знаю, что жалоб пассажиров на ограничение количества заказов из-за ковида практически нет. 

Может, только где-то из-за ухудшения погодных условий, потому что в такие дни много выполняется заказов. И по поводу заболевания таксистов мы статистики не знаем. Даже если водитель заболел, мы об этом не получаем информации, потому что очень много подработчиков, а они обращаются к врачам не как таксисты.

В Ульяновске «МК рассказали, что ковидные ограничения отражаются на ежедневном спросе на услуги такси.

— Сильнее всего это чувствуется, когда объявляется локдаун, — говорит заместитель генерального директора сервиса «Таксовичкоф» Алексей Чичкин. — В такой период практически нет корпоративных заказов, зато люди начинают активно пользоваться услугой «Доставка» — мы перевозим и личные вещи, и еду из кафе, работающих на вынос. Также мы заметили, что именно во время ограничительных мер возрос интерес к грузовому такси. 

А еще во время пандемии у нас появилась новая категория пассажиров – врачи, которые ездят по вызовам. Обычно один водитель сопровождает врача весь день и ждет его, когда доктор находится у пациента. К счастью, сами водители практически не болеют – сказывается то, что приходится тесно контактировать с людьми, укрепляется иммунитет. Для безопасности пассажиров мы ежедневно отслеживаем состояние здоровья водителей и наличие у них медицинских масок.