В Москве продолжает увеличиваться «поголовье» камер видеофиксации нарушений ПДД. При этом их плотность растет неравномерно: в некоторых местах камеры располагаются так близко друг к другу, что водитель, превысивший скорость, за одно нарушение на коротком отрезке получает сразу два-три штрафа. Как выяснил «МК», такие «серийно штрафующие» комплексы фиксации расположены чаще всего на вылетных магистралях, где автомобили чаще всего разгоняются. Похоже, система настроена именно на повторные штрафы.

Фото: Наталья Мущинкина

По данным, размещенным на портале Центра организации дорожного движения )ЦОДД), в Москве сейчас более 3500 стационарных комплексов фиксации нарушений, плюс более 300 мобильных камер разных видов (включая сюда видеорегистраторы на городском транспорте).

Расположение этих устройств вдоль основных магистралей чаще всего равномерно, но случаются и «аномалии». О них некоторые водители узнают только тогда, когда, превысив скорость на каком-то участке, получают не один, а сразу несколько почти одновременных штрафов.

— Со мной несколько раз случалось такое в этом году, — рассказал «МК» риелтор Артемий Михайлов. — У меня время деньги, на колесах почти круглосуточно, поэтому иногда нет-нет да и нарушу скоростные лимиты. Благо, 250 рублей, если оплачивать штраф досрочно, не сумма. Но пару раз было так, что прилетало по два или три штрафа один за одним, с камер, расположенных рядом. Теперь езжу всегда с включенным навигатором, там камеры постоянно отображаются, засады видны.

Поток жалоб на такие «серийные штрафы» подтвердил в своем телеграм-канале глава экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. По его словам, иногда камеры штрафуют водителя с разницей в 10 — 15 секунд. Голосование пользователей, которое провел Шумский среди подписчиков, считает это явным перебором: лишь 22% ответивших готовы терпеть камеры с любой частотой, остальные считают, что между постами проверки скорости должно быть не менее километра.

— В законодательстве (КоАП и законах) по этому поводу нет никаких упоминаний, — говорит эксперт. — Все что есть — методика Минтранса, которая установила минимальное расстояние между комплексами фото-видеофиксации. Вне населенных пунктов — 1000 метров, а в населенных пунктах — 200 метров. Но методика обладает слабым правовым статусом, поэтому по сути в этом вопросе правовой вакуум.

Если автомобиль движется быстро, то указанное расстояние (что в городе, что на трассе) как раз и соответствует 10 — 20 секундам езды, подчеркивает Шумский. А значит, получается «штрафодобывающая отрасль», резюмирует эксперт.

С одной стороны, на это легко ответить: а вы не превышайте. И тем не менее, если рассмотреть дело в юридической плоскости, сверхплотное расположение камер нарушает один из основополагающих принципов права: запрещается многократно наказывать за одно и то же правонарушение.

— Запрет на двойное наказание напрямую прописан в 50 статье Конституции РФ, хотя речь там идет об уголовном, а не административном производстве, — поясняет юрист Алексей Голубев. — В административных делах этот принцип, тем не менее, тоже стараются выдерживать — на этот счет есть судебная практика, включая постановления Верховного суда. Например, в январе 2021 года ВС отменил постановление окружного арбитражного суда, назначившего управляющей компании, виновной в нарушении договоров обслуживания жилых домов, 16 штрафов за 16 идентичных нарушений. Высшая судебная инстанция постановила, что за одно деяние несколько раз наказывать не следует. Эту логику правоприменения можно приложить и к фиксации нарушений ПДД: если речь идет о превышении скорости на одном участке дороги, это одно нарушение, и штраф также должен быть один.

Есть лишь одна проблема: «письма счастья» с таких камер приходят автоматически, а вот обжаловать постановления об административных правонарушениях придется, если что, вручную — в суде. С неплохими, возможно, перспективами (если потратиться на юридическое сопровождение), но…

Большинству, признаемся, будет проще заплатить, чем оспорить. На том и стоит система. А еще интересно, почему на одних магистралях (скажем, на Ленинградском проспекте) «серийных» камер много, а на других (например, на Рублевке) их нет вовсе?

СПРАВКА «МК»

Расположение «серийных» камер видеофиксации в Москве на вылетных магистралях. Список может быть неполным.  

Ленинградское ш., от Прибрежного пр. до Беломорской ул. (в центр, из центра)

Ленинградское ш., от Выборгской ул. до МЦК (в центр, из центра).

Ленинградское ш., от моста Победы до Сокола (в центр, из центра).

Волоколамское ш., от Сокола до ул. Академика Курчатова (в центр, из центра).

Дмитровское ш. от Лобненской до Икшинской ул. (в центр).

Дмитровское ш., от ул. Академика Лисицына до ул. Руставели (в центр, из центра).

Бутырская ул., 76 — 82 (из центра).

Бутырская ул., д. 10 — 46 (из центра).

Новослободская ул., 73 — 67 (в центр).

ул. Милашенкова, 12 — 14 (из центра).

Алтуфьевское ш., 22 — 24 (из центра).

Ярославское ш., 117 — 115 (в центр).

Ярославское ш., 107 — 107А (в центр).

Просп. Мира, 176 (две камеры, из центра).

Просп. Мира, 122 — 124 (из центра).

Просп. Мира, 112 — 114 (из центра).

Б. Черкизовская, д. 3 — 5 (в центр).

Б. Черкизовская, д. 10 — 16 (из центра).

Б. Черкизовская, д. 125 — 127 (в центр).

Щелковское ш. 24 (две камеры, из центра).

Щелковское ш., 85 — 87, дублер (в центр).

ш. Энтузиастов, 100 — до съезда на МКАД (из центра).

ш. Энтузиастов, 51 — до б. Купавенского пр-да (в центр).

ш. Энтузиастов, 82 — 84 (в центр).

ш. Энтузиастов, 7 — до пересечения с пр. завода «Серп и молот» (в центр).

ш. Энтузиастов, 7 — до пересечения с ТТК (в центр).

Рязанский просп., 67 — до пересечения с ул. Паперника (в центр).

Рязанский просп., на пересечении с Карачаровской эстакадой (две камеры, в центр).

Волгоградский пр-т, 181 (в центр).

Волгоградский пр-т, 164 (из центра).

Каширское ш., 65 (в центр).

Каширское ш., пересечение с Ореховым бульваром (две камеры, в центр).

Каширское ш., 74 — 76 (из центра).

Каширское ш., 45 (две камеры, в центр).

Каширское ш., 56 — 60 (из центра).

Каширское ш., 32 — 34 (в центр).

Каширское ш., 7 — 9 (в центр).

Варшавское ш., 31 — 33 (в центр).

Варшавское ш., 7 — 11 (в центр).

Варшавское ш., пересечение с Новоданиловским пр. (две камеры, из центра).

Варшавское ш., 74 (две камеры, из центра).

Варшавское ш., 144 (дублер, две камеры, из центра).

Профсоюзная ул., пересечение с МКАД (три камеры, из центра).

Профсоюзная, 60 (две камеры, из центра).

Б. Якиманка, 54 — 58 (из центра).

Ленинский пр-т, 8 (две камеры, из центра).

Ленинский пр-т, 60 (две камеры, из центра).

Ленинский пр-т, 63 (две камеры, в центр).

Можайское ш., 58 — 60 (из центра).

Можайское, 28 (две камеры, из центра).

Можайское ш., 6 (две камеры, из центра).

Просп. Маршала Жукова, выезд из Серебряноборского тоннеля (две камеры, из центра).

Просп. Маршала Жукова, въезд на Живописный мост (три камеры, в центр).

ул. Мневники, 12 (две камеры, из центра).

Звенигородское ш., напротив д. 17 по 1-й Магистральной (две камеры, из центра).

Волоколамское ш., 132 (две камеры, из центра).

Источник: https://transport.mos.ru/mostrans/cameras