Автомобильному сектору не удалось увернуться от удара, нанесенного обострившимся украинским конфликтом. Экономическая блокада вынудила европейских, американских, японских производителей приостановить поставки продукции в нашу страну. Мы выяснили, что происходит с представленным в России китайским автопромом.

Фото: «АвтоВзгляд»

Все идет к тому, что в шоу-румах дилеров останутся по большей части «китайцы», которые уходить из нашей страны не собираются. «МК» выяснил, что буквально сейчас происходит в «поднебесном» сегменте — какие модели предлагают компании из КНР и смогут ли они заполнить освобождающиеся ниши.  

Сегодня лидером продаж среди китайских автопроизводителей является Haval. Его модельный ряд включает два кроссовера — компактный Jolion, среднеразмерный F7 и его купеобразную модификацию F7x (они, кстати, недавно пережили обновление) — большой рамный внедорожник H9, а также два пикапа материнской марки Great Wall: Poer и Wingle 7. Рекомендованная розничная цена самой доступной машины — младшего Jolion прошлого года выпуска — от 1 399 000 рублей. Найти такой экземпляр будет крайне непросто, но шанс есть.

В спину своим коллегам-конкурентам из Haval дышит Chery — ее продукция тоже пользуется неплохим спросом. Да, россияне еще помнят некогда популярный и крайне ненадежный «Амулет», но сегодня это — совсем другие машины. Линейка «Чери» представлена четырьмя SUV: Tiggo 4, Tiggo 7 Pro, Tiggo 8 и Tiggo 8 Pro. Кроме того, у марки есть премиальный суббренд Exeed, предлагающий в России кроссоверы TXL и семиместный VX, а в марте появится и компактных LХ.

Входной билет на том же уровне, что и у Haval — самую доступную модель Tiggo 4 дилеры в теории готовы отдать за 1 359 900 рублей.

Замыкает лидерскую тройку самых востребованных «китайцев» Geely. Тут продуктовый ряд скромнее: представлены кроссоверы Coolray, Atlas и Atlas Pro (предыдущее и новое поколение модели), а также Tugella. Качнувшийся валютный курс ввел компанию в ступор — вероятно, именно поэтому она убрала со своего официального сайта все прайс-листы, перенаправив клиентов к дилерам. Но на начало февраля самым дешевым автомобилем с ценником от 1 471 990 рублей был Coolray.

Примеру своих соотечественников последовали и в Changan — тоже спрятали прайсы. Но, помнится, до всех событий машины бренда в принципе считались довольно доступными. Младший кроссовер CS35 Plus продавали по цене от 1 239 900 «деревянных», средний CS55 — от 1 349 000, а старший CS75 FL — от 1 499 900. Да, в плане оснащения и надежности они уступают своим сильным и амбициозным конкурентам от Haval, Chery и Geely, но в качестве более дешевой альтернативы рассматривать и эти машины можно.

Не приглянулся Changan? Присмотритесь к FAW! На выбор российских покупателей представлено три кроссовера: Besturn X40, Besturn X80 и новейший Bestune T77. Самый доступный — компактный Besturn X40 — попросит за себя от 1 292 000 рублей. А если нужен автомобиль побольше, то обратите внимание на марку Dongfeng. Она поставляет в Россию всего одну модель, но семиместную — кроссовер DFM 580 по рекомендованной цене от 1 629 000 целковых.

Кроме того, за кошельки российских покупателей борется марка GAC, которая прежде была известна нам как производитель грузовой техники. Сегодня в дилерских центрах, работающих с этим брендом, можно отыскать кроссоверы GS5 и GS8, а также минивэн — между прочим, единственный в китайском сегменте — GN8. Правда, GAC не может похвастать доступностью: младшая модель в линейке (GS5) предлагается по цене от 1 745 000 рублей.

Играет на российском рынке и созвучная «поднебесная» марка JAC. Ее отличительная особенность — богатый относительно конкурентов выбор типов кузова. Китайцы из «Джак» не ограничиваются одними лишь кроссоверами, хотя они в линейке и преобладают (S3 и S7). Но также продают у нас седан J7, пикап T6 и даже электрический хетчбэк iEV7S. Для понимания порядка цен: звание самой дешевой модели JAC принадлежит кроссоверу S3 — за него просят от 1 099 000 рублей.

Стоит упомянуть и несколько брендов, которые, вроде как, свернули продажи в России, но никак не могут освободить свои склады. В их числе, во-первых, Lifan — некогда самая популярная марка, стремительно скатившаяся в самый низ рынка три года назад. Судя по прайс-листам, опубликованным на официальном сайте, с кроссоверами X70 и Myway покончено — цен на них нет. Зато дилеры с радостью отдадут седаны Solano II и Murman, а также «паркетники» X50 и X60. Причем — за какие-то смешные в современных реалиях деньги. Например, базовый Solano II оценен в 679 900 рублей. Подвох в том, что это — машины 2017 года выпуска. Из более свежих — экземпляры образца 2018-го.

Во-вторых, пока еще не до конца распрощались с Россией китайцы из Foton. Они по цене от 1 389 900 целковых пытаются распродать остатки рамных внедорожников Sauvana. В-третьих, на складах дилеров остались кроссоверы Zotye T600 и Coupa (от 726 600 и 944 600 «деревянных» соответственно). Ну и, наконец, в-четвертых, при желании в автосалонах можно отыскать кроссоверы Brilliance V3 и V5 (от 839 000 и 939 000 рублей).

Выбор, как мы видим, велик. Но на чем же остановиться? Поскольку многие «поднебесные» машины серьезно подтянулись и в плане внешнего вида, и по части оснащения и техники, имеет смысл отталкиваться от их надежности. Ведь именно с ней у производителей из КНР всегда были проблемы. А здесь нам поможет недавно опубликованный рейтинг, который составило китайское подразделение авторитетного агентства J.D.Power. Конечно, полагаться на него всецело нельзя, ведь эксперты исследовали местный рынок (иные условия эксплуатации, разница в модельных рядах). Но за неимением иных обзоров почерпнуть что-то полезное все же можно.

Итак, данные для формирования рейтинга собирались следующим образом. Специалисты опросили более 37 000 владельцев автомобилей разных китайских марок, предложив им оценить свою машину по 177 параметрам (внешний вид, силовые агрегаты, опции и прочее). Затем подсчитали жалобы (количество проблем на 100 авто одного бренда) и вывели средний балл. Из тех компаний, что не понаслышке знакомы россиянам, в список попали четыре. Самой надежной признали Chery (140 жалоб на 100 машин). Следом идут Geely (141 жалоба), Dongfeng (144 жалобы) и Haval (148 жалоб). Того же Changan, FAW или GAC в ТОП-14 марок с приемлемыми результатами нет — стоит задуматься.

Как бы то ни было, а сложившаяся ситуация может ускорить китайскую экспансию на российском авторынке. Производители из КНР получили уникальную возможность закрепиться в самом популярном сегменте – в классе кроссоверов, который вот-вот утратит (частично или полностью) такие востребованные модели, как, скажем, Skoda Kodiak или Volkswagen Tiguan. Ведь их попросту не из чего будет собирать, а поиск альтернативных путей и решений проблем с поставками комплектующих займет время.

Но это что касается SUV. Заместить же «легковушки» — Volkswagen Polo, Skoda Rapid и прочие — в случае чего китайцам с одними лишь JAC J7 да пятилетними Lifan Solano II и Murman не удастся. Не готовы они пока и к покорению премиального сегмента: сомнительный Exeed с тремя кроссоверами вряд ли привлечет тех, кто привык к BMW (хотя баварцы еще не приняли решения об уходе), Mercedes-Benz и Audi. С другой стороны, у состоятельных россиян остаются «азиаты»: Infiniti, Lexus, Genesis на худой конец. Следовательно, в «премиуме» катастрофы не случится. А вот в «массовых» сегментах A, B, C и D — вполне…