Еще весной московские шиномонтажники и дилеры предсказывали: быть большому подорожанию зимней резины к сезону. Мрачные прогнозы сбылись: по сравнению с прошлой осенью стоимость автошин подскочила на 15-20%. Причин сразу несколько: и общемировая инфляция, и новая маркировка, и усложнение рецептуры. Сотрудники магазинов, торгующих колесами, и шиномонтажных мастерских рассказали, как можно сэкономить на обувке для автомобиля, не подвергая свою жизнь опасности.

Фото: pixabay.com

Если в 2020 году шипованные колеса для кроссовера 17-го диаметра одного из брендов первого ряда стоили 11-12 тысяч за баллон, то сейчас цена колеблется около отметки 15 000. Ну, может быть, немного дешевле, если тщательно выбрать интернет-магазин. Шинные марки попроще, конечно, стоят дешевле — но шутка ли: за «народное» колесо придется отдать столько же, сколько год назад стоило элитное.

Если вспомнить, насколько выросли в цене новые автомобили (а сейчас новый автомобиль даже отечественной марки практически нереально купить в салоне дешевле 1 млн рублей), рост цен на шины даже вроде как и закономерен. Но тут момент психологический: покупкой шин обычно озадачены те, кто автомобиль уже купил, причем обычно несколько лет назад. Раздумывают еще  и те счастливчики, которые приобрели новенькую машину на летней резине — и теперь высчитывают, во сколько обойдется дооснастить ее к зиме. 

— Каждый день вижу покупателей, особенно из тех, что постарше — приходят, цокают языками и уходят «думать», — рассказал «МК» сотрудник крупного шинного магазина на севере Москвы. — Мы, кто был в курсе, уже в прошлом году обновили колеса. То, что цены взлетят, было понятно еще до всеобщего подорожания продуктов и стройматериалов: у нас введена маркировка шинной продукции, разрешили распродать только складские остатки, а все новые поступления теперь со сплошным учетом. Это дополнительные издержки, которые производитель заложил в цену.

По словам продавца шин, еще один фактор подорожания — смена поколений резины. Практически ежегодно основные бренды «выкатывают» новые генерации авторезины — каждое, разумеется, дороже предыдущего. При этом «ездовые» свойства шин практически не растут: акцент в эволюции резины делается на ее долговечность, экономичность и минимизацию выбросов в атмосферу резиновой пыли. Но деваться некуда: бренды сменяют линейки своей продукции с неотвратимостью знаменитого производителя мобильников.

— Подорожали прежде всего присадки к резиновым смесям, которые мы получаем из-за рубежа, — рассказали «МК» в пресс-службе крупного российского шинного завода. — Здесь сказывается общемировой логистический кризис: задерживаются поставки морем, напряженная ситуация и на железной дороге. Растут в цене и энергоносители. Маркировка сказывается меньше, но тоже отражается на отпускных ценах.

В общем, ответ на вопрос «кто виноват» примиряющий. А вот на вопрос «что делать» у профессионалов разного профиля оказались разные ответы.

— Приобрести шины хорошего бренда, которые прослужат дольше, — советует представитель шинного завода. — Это не обязательно кто-то из «большой мировой пятерки», нужно сравнивать по сцепным свойствам и долговечности. Цены не должны пугать — нужно понимать, что резина покупается не на один год и при должном уходе может прослужить вплоть до десятилетия.

— Есть лайфхак: при нехватке денег на бренды первого ряда можно обратить внимание на марки, принадлежащие тем же корпорациям, но выведенные в «демократичную» нишу, — отметил менеджер шинного магазина в САО. — Чаще всего за резиной таких марок скрываются фактически те же колеса, что продавались под топовыми брендами несколько лет назад. Это отличная резина — просто представьте себе, что вы перенеслись на несколько лет назад. Единственный аргумент против — то, что кто-то увидит у вас на автомобиле резину не той марки и поднимет на смех. Но экономия на один автомобиль может достигать 10 000 рублей и даже больше.

— Подержанную резину покупать можно, только если вы сами хорошо знаете,что вам нужно, — говорит владелец столичного автосервиса и шиномонтажа Сурен Баблоян. — В первую очередь это касается современной низкопрофильной резины: на ней часто возникают грыжи при активной езде. Поэтому неспециалистам я не советую. А вот срок жизни новых колес всегда можно продлить: при каждой сезонной смене обязательно балансируйте колеса, даже если у вас два комплекта дисков. Следите за поведением машины и вовремя делайте «сход-развал».

А вот смысла менять колеса местами, как советовали в старых книгах по автоделу, уже нет, говорит сервисмен. Если автомобиль поддерживается в хорошем состоянии, износ и так будет равномерным. А вот при перестановке на «непривычное» место шипы, наоборот, могут интенсивно вылетать от смены направления нагрузки.

Все собеседники «МК» согласились, что ждать подешевения колес в целом можно. Но только если у вас уже есть зимняя резина на этот сезон: к февралю — марту следующего года колеса традиционно будут продаваться со скидками. Но это, конечно, не причина ездить на летней резине до февраля: на кузовные работы или, не дай бог, лечение уж точно потратите больше.