Госдума в первом чтении приняла законопроект об отмене обязательного техосмотра (ТО) для частных легковых авто. В связи с этим 14 ноября спикер Госдумы Вячеслав Володин дал пояснение: введенный ранее штраф в 2000 рублей за отсутствие техосмотра будет взиматься только в тех случаях, когда его необходимо проходить: с грузовиков, автобусов, такси и машин корпоративных парков. «МК» разобрался, в каких случаях частным автовладельцам также придется быть осторожными, чтобы не «схватить» штраф.

Фото: Роман Орлов

Отмена обязательного техосмотра для легковых автомобилей частников — редкий случай выполненного предвыборного обещания. От первого озвучивания идеи (минувшим летом сделать техосмотр добровольным для личных легковушек предложил глава ГИБДД России Михаил Черников) до успешно пройденного первого чтения в Госдуме прошло всего 4 месяца. Если все пойдет по плану, проект станет законом еще до Нового года.

— Это решение облегчит жизнь многим нашим гражданам и коснется примерно 50 млн транспортных средств — легковых автомобилей и мотоциклов, — подчеркнул Вячеслав Володин. — Обязанность проходить техосмотр сохранится в отношении такси, автобусов, грузовых автомобилей, транспорта, который используется в служебных и коммерческих целях. Прежде всего для обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения.

Председатель нижней палаты отметил, что штраф в размере 2000 рублей (в том числе с возможностью автоматической фиксации через камеры) за отсутствие диагностической карты будет действовать, как ранее и было запланировано, с 1 марта 2022 года. Однако применяться норма о штрафе станет только к тем автомобилям, обязательность ТО для которых сохраняется.

— Законопроект об отмене обязательного техосмотра в случае принятия станет базовым, — рассказал Володин. — Значит, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На остальных штраф распространяться не должен.

Как именно будет работать механизм разделения потока автомобильных номеров, проходящих перед камерами, на «добровольщиков» и обязанных иметь диагностическую карту, в Госдуме пока не знают. Над этим, заверил спикер, будут работать профильные комитеты по транспорту и по законодательству. Возможно, будет уточняться сам текст статьи КоАП, в которой идет речь о наказании за отсутствие техосмотра.

— Скорее всего, будет создан реестр автомобилей, которые обязаны проходить техосмотр — это проще, чем учесть все индивидуальные автомобили, зарегистрированные в разные годы и по разным стандартам, — рассказал «МК» сотрудник компании-разработчика средств распознавания видеоинформации. — Главный вопрос в том, по каким критериям информацию из ныне существующих баз данных будут добавлять в этот реестр. Есть автобусы, есть база данных такси, имеющих лицензию, — тут все более или менее понятно. С тяжеловозами могут возникнуть вопросы, потому что регистрацию по грузовой категории имеют некоторые тяжелые пикапы и внедорожники. Они внезапно могут оказаться перед необходимостью проходить техосмотр или платить штрафы.

Группой риска станут автомобили, используемые как личные, но зарегистрированные на юридическое лицо. Скорее всего, они попадут в категорию «техосмотр обязателен». И наоборот — обширная категория неформальных такси (это еще встречается в регионах как массовое явление, хотя почти исчезло в Москве) подпадет под «амнистию» и не будет обязана проходить техосмотр.

— Все автомобили, которые зарегистрированы в нашей системе, прописаны в реестре ГИБДД как используемые в качестве такси, — говорит крупный агрегатор легкового транспорта. Представитель компании отметил, что техосмотр для автомобилей, работающих в агрегаторах, обязателен независимо от формы собственности на транспортное средство.

Под вопросом, однако, оказывается сам по себе ввод в действие системы видеофиксации отсутствия диагностических карт, рассказал представитель профильной компании-разработчика. До нынешнего момента систему не удается отладить для одновременно оперативной и точной работы — это издержки сопряжения баз ГИБДД и ЕАИСТО (реестра диагностических карт). Если в уже имеющуюся систему добавить еще одну «переменную» — обязан ли данный автомобиль проходить техосмотр, — стабильность системы серьезно снизится, количество ошибок будет статистически значимо, уверен программист. Поэтому есть шанс, что введение в действие автофиксации отсутствия ТО будет еще раз отложено.