Новая редакция федерального Кодекса об административных правонарушениях подготовлена Минюстом. В ней есть одно серьезное послабление — за водительские правонарушения не будут брать под административный арест. А вот новых строгостей гораздо больше: появились драконовские санкции за повторные нарушения, повышены большинство штрафов, а некоторые региональные нормы — например, наказание за парковку на зеленой травке — предлагается распространить на всю страну. 

Фото: Алексей Меринов

Это не первая «новая редакция» федерального КоАП от Минюста — ранее проект изменений в кодекс уже обсуждался в 2020 году, причем дважды — в начале и середине года. Оба раза по итогам обсуждения на специальной площадке документ направлялся на доработку. Нынешняя редакция поправок, таким образом, третья — причем впереди нет важных выборов, поэтому шансы на ее принятие выше.

Изменения достаточно значительны: большинство штрафов проиндексированы до «психологически чувствительных», например, поездка с ребенком без автокресла обойдется теперь не в 3000, а в 5000 рублей. Некоторые статьи теперь устроены сложно: первичное нарушение карается не столь строго, а вот за повторное санкции уже серьезные. Так сделали, например, с ездой на автомашине с нечитаемыми номерами (очевидно, это очередной ход государства в борьбе против тех, кто не хочет быть «прочитанным» камерами видеофиксации). Суровее хотят наказывать и за нелегальную тонировку — за рецидив накажут уже не на 500, а на 3000 рублей.

С некоторыми нормами трудно не согласиться: штраф в 40 тысяч рублей грозит тем, кто «неоднократно» отказывается останавливаться по требованию инспектора. Как пояснили разработчики законопроекта, речь тут идет о лихачах, провоцирующих погони и даже стрельбу со стороны полиции. Хотя случаи бывают, конечно, разные: чуть менее 20 лет назад корреспондент «МК», тогда водитель со стажем менее года, из-за отказавших дворников в сильный снегопад неоднократно (хотя и совершенно не намеренно) проигнорировал требования ГИБДД остановиться. Мне тогда крупно повезло: инспектор сжалился над новичком и вместо штрафа проводил с мигалкой до дома.

В новую версию КоАП предлагают ввести наказание за «опасное вождение» в виде штрафа в 3000 рублей. Напомним, что выявлять опасную езду предполагается в том числе при помощи камер видеофиксации — правда, четких критериев такой езды пока не сформулировано.

Несколько предложений, содержащихся в поправках Минюста — новшества, предложенные субъектами РФ. Прежде всего полем эксперимента, разумеется, оказалась Москва: в частности, именно столичные власти предлагают наказывать за выброс мусора из автомобилей (для мегаполисов и пригородных дорог это действительно проблема). Из московского же арсенала — наказание за парковку на газоне: для наших дворов, где и так не слишком много зелени, это нарушение весьма актуально.

Но санкции за парковку автомобиля на газоне (а газоном в понимании фотовидеофиксации нарушений является любой незамощенный участок земли) как раз тот случай, когда Москва и Россия — два совершенно разных феномена. В столице не так уж часто встречаются улицы сельского типа, где поколения автомобилистов паркуют машины прямо на зеленой обочине, около ворот. А те, что встречаются — находятся за МКАД. Но Россия за пределами крупных городов именно из таких улиц преимущественно и состоит. И что — наказывать всех, кто паркуется на травке? 

В Новой Москве, кстати, недавно начали это делать — и столкнулись с валом негатива. После чего активность пеших «помощников» по видеофиксации таких нарушений почему-то стихла.

Специфические для отдельных регионов проблемы стоило бы все же оставлять в региональных КоАПах, не делая их универсальной «дубиной» на всей территории РФ. Но есть в проекте и другие настораживающие моменты. Лишение водительских прав (на определенный срок, до нескольких лет) остается популярной мерой наказания. Более того, планируется расширить сферу применения этой санкции: лишение прав грозит тем, кто за год совершит три грубых нарушения (таких, как проезд на красный свет, непропуск пешехода и некоторые другие). А еще — в КоАП может появиться «обеспечительная мера» в виде приостановки действия водительских прав до суда.

— Технически почти все это реализуемо, нужна только решимость и нормативно-правовые акты, — рассказал «МК» сотрудник столичного главка ГИБДД. — Что касается арестов и лишения прав, логика простая: арест это статья расходов для системы, а вот лишение водительских удостоверений хотя бы в теории уменьшает автомобильный поток. А это как раз только улучшает ситуацию на городских улицах и положительно влияет на экологический баланс. Что касается контроля, то без повышения численности сотрудников ДПС реализуемы только те пункты, которые предусматривают автоматическую фиксацию.

В целом же получается, что новый КоАП применительно к автомобильным правонарушениям фиксирует новую реальность: пользование автомобилями, особенно личными, считается вредной привычкой, сродни курению и употреблению алкоголя. Поэтому никакие аргументы о социальной значимости автомобиля — особенно в регионах — больше не принимаются. Это еще не конец — но это весьма значимая веха.