Этим летом эксперты отечественной туротрасли отмечают невиданный всплеск автотуризма, как способа добраться до внутренних курортов, так и длительных автопробегов по родной стране с ночевками в автокемпингах. При этом одни отдохнувшие по итогу возмущаются пробками (состоянием дорог, инфраструктуры для автолюбителей и пр.), а другие, напротив, говорят, что ужасы сильно преувеличены. 

Пообщавшись с отпускными «дальнобойщиками», только что вернувшимися из поездки на юг, мы узнали лайфхаки, которые помогут сделать дорогу приятной, а не ужасной.

Фото: unsplash.com

Если верить статистике туротрасли, нынешним летом россияне не только стали больше ездить к месту отдыха на личных авто, но и в принципе путешествовать на колесах, в том числе и на большие расстояния – к примеру, из центральной части РФ в Сибирь или на Алтай. При этом многие не боятся брать в отпускной путь даже маленьких детей. 

— Кошмар, пробки и выбоина на выбоине, как в анекдоте, — зачитываю отзывы в соцсетях автотуристу, только что вернувшимся на своей машине из Сочи.

— Впечатления сильно зависят от опыта поездок, — отвечает москвич Руслан. — Дальнобойщики, к примеру, у которых каждую неделю дальний рейс, не станут жаловаться на заторы или отсутствие мотелей. Не потому что все идеально, а просто они уже знают наизусть все засады и как их избежать. А новичку, который до этого только по городу колесил, конечно, сложно. Я в этом смысле «золотая середина»: до этого лета пару раз за рулем ездил в Крым и в Прибалтику. Но давно, когда еще не было такого ажиотажа.

Естественно, в связи с ограничением выбора мест для отпуска и соответствующими трудностями с транспортом (южные аэропорты закрыты, работает только в Адлере, билеты на поезда южного направления раскуплены) этим летом количество курортников, севших за руль, увеличилось в разы.

— Это делает дорогу опаснее, — отмечает Руслан. — «Чайники», не привыкшие к дальним перегонам, непредсказуемы, в том числе и потому что с непривычки быстрее устают и начинают «тупить» на дороге. А вообще от Москвы до Сочи немногим более 1600 км по очень неплохой магистрали М4 «Дон», связывающей столицу с Новороссийском. Трасса удобная, поэтому одной заботой автолюбителю меньше: не надо заранее составлять расписание с учетом заправок и мест для отдыха, их полно на всем протяжении пути. Устал или бензин на исходе — съехал в на заправку, машину заправил и сам в кафе перекусил. Мотелей тоже полно, но я заранее заказывал ночевку в отеле в Воронеже, а потом в Ростове. Но только ради семьи, со мной были жена и двое детей-дошкольников. Заодно Воронеж осмотрели, давно хотели. 

Фото: Ольга Шуклина

— Что же тогда надо учитывать? Ведь к пробкам как ни готовься, если они есть, никуда не денешься — будешь стоять.

— Я бы рекомендовал, пока ночи короткие, выезжать в 3 утра, это такой «шоферский просвет», обычные автовладельцы еще спят и дальнобойщики в это время как раз часок-другой отдыхают. В такое время только ночные лихачи могут мешать, но на трассах дальнего следования они редкость.

А вот и прочие советы этого автолюбителя и его коллег по «отпускному рулю».

Если на вашем маршруте есть платная дорога, экономить не стоит: не так велика сумма, чтобы из ее экономии терять время в многокилометровых пробках на обычной дороге. Если от Москвы до Ростова-на-Дону ехать исключительно по «платке», удовольствие обойдется в 2500 тыс. руб и экономию от 3 до 5 часов времени. В выходные некоторые платные дороги дороже, так что если вы едете в отпуск, а не на уикенд, выбирайте для выезда будний день. По причине пробок на загородных направлениях в связи с массовым выездом на дачу не стоит выбирать для выезда и пятницу.

Перед поездкой лучше провести полную диагностику авто, на котором собираетесь в путь. Но если неприятность все же случилась и машина сломалась в пути, ищите ближайший сервис с эвакуатором с помощью навигатора, (а не спешите по непроверенным объявлениям вдоль дорог).

На южном направлении обязательно будут и пробки, и сложные участки пути, и участки ремонта дорог, и представители органов дорожного движения, и горные серпантины, и, не дай бог, аварийные ситуации — увы, это будни автодорог. Поэтому водителю лучше иметь напарника, который сможет заменить его за рулем, если он вдруг устал или неважно себя почувствовал. Внимательно следите за пешеходными переходами и мотоциклистами: летом и те, и другие бывают разгорячены и не внимательны, а даже у самого бдительного водителя на однообразной скоростной трассе внимание притупляется, и он может своевременно не отреагировать на внезапно возникшую «зебру» или байкера. 

Если вы с детьми, возьмите им какое-то развлечение на случай стояния в затяжном заторе. Многие взрослые в такой ситуации привычно суют детям гаджеты, а сами сидят и возмущаются, накручивая таким образом и детей. Но если уж так случилось и вы в пробке, гораздо полезнее для психики всех участников автопробега затеять какую-нибудь общую игру — и не в гаджете. К примеру, в города, в ассоциации, в верю-не верю или в любую другую игру, помогающую скоротать время. А чтобы она точно увлекла весь ваш отпускной экипаж, лучше выбрать ее заранее (описание подобных устных игр можно найти в Интернете).

Не торопитесь: дорога этого не любит. А чтобы не спешить, не надо составлять четкий план действий с учетом часов в пути, иначе вы будете подсознательно стараться ему соответствовать и лишний раз давить на газ. Настройтесь на то, что автопробега, раз уж вы выбрали такой способ добраться до мест отдыха, это тоже часть отпуска, а он прекрасен тем, что не надо никуда торопиться, можно просто наслаждаться тем, что вокруг, даже если это пробка.