У автомобилистов есть два подхода к обслуживанию машины. Одни обожают, точно как деды когда-то, ковыряться в движках и моторах самостоятельно, а другие предпочитают не забивать себе голову техническими вопросами и думать только о сумме счета за ремонт. Выбор автосервиса – тоже сложный вопрос. Кто-то выбирает специализированные брендовые, кто-то – поближе к дому, а кто-то по знакомству и рекомендациям. Однако неприятные сюрпризы могут ждать где угодно.

Фото: freepik

Страдания за веру в людей

Автосервис, где обслуживал три семейных автомобиля московский айтишник Антон Н., был необычным: он позиционировался как чуть ли не единственное предприятие такого рода, созданное женщиной и дружественное к женщинам. И на протяжении нескольких лет Антон не мог нарадоваться — пока в прошлом году не пошло кувырком буквально все, что могло пойти.

– Для меня этот выбор сервиса был не только прагматическим, но во многом идеологичным, – рассказывает собеседник «МК». – Это жест поддержки феминистическому сообществу, посильный вклад в социальный прогресс. По мере общения мы сдружились с хозяйкой сервиса, хорошо общались — и характерно, что неприятности у меня начались ровно тогда, когда она вынужденно отошла от дел.

По словам Антона, вот уже около двух лет хозяйку сервиса и ее бизнес преследовали постоянные напасти. Самая частая из них — необходимость переездов (каждый из которых, по пословице — половина пожара). Дело в том, что в Москве небольшие автомастерские обычно арендуют помещения в старых промзонах, где есть для такого мелкого бизнеса все условия: трехфазное электричество для станков и подъемников, возможность въезда автотранспорта на территорию и помещения промышленного характера (ангары и цеха). Но идущая полным ходом реконструкция этих «шанхаев» заставляет сервисы постоянно менять дислокацию…

– Это бы еще полбеды, но в прошлом году хозяйка серьезно заболела и отошла от дел, занявшись лечением, – продолжает пострадавший автолюбитель. – Перед этим она, как потом выяснилось, сменила телефонный номер, а чуть позже заблокировала свои страницы в социальных сетях. Дела она передала мужу, с которым мы некоторое время нормально взаимодействовали… Пока не выяснилось, что в течение последних месяцев техобслуживание моих машин было фиктивным: масло не менялось, тормозные диски и колодки также.

Выяснилась такая оказия в самый неподходящий момент: на загородной трассе у супруги Антона «умерли» тормоза. По счастью, аварии не произошло, но забирать автомобиль пришлось эвакуатором, а обследование в другом сервисе показало: феминистический сервис, оставшись на руках мужа хозяйки, самым патриархальным образом «гнал липу». Стали разбираться — и ахнули: черные свечи (менялись по бумагам), почти нет масла (ТО «проведено» в начале декабря), воздушный фильтр в хлопьях пыли.

– Я тут же связался с мужем хозяйки, тот обещал разобраться… И заблокировал меня по номеру телефона и во всех соцсетях, – подводит итог собеседник «МК». – Самое неприятное, что у них осталась в длительном ремонте двигателя третья моя машина. И я не могу узнать, что с ней, где находится мое имущество, и в России ли до сих пор хозяева сервиса. Планирую навестить площадку, где они располагались в последний раз, и если результата не будет, заявляю в полицию об угоне. Честно говоря, обиднее всего не за деньги и не за машину, а за веру в людей.

“Деньги нужны не только вам”

– Решил машину продать — деньги нужны, – рассказывает «МК» житель Новосибирска Василий. – Чтобы выставить на продажу, обратился в автосалон. Автомобиль стоял у них там в продаже почти месяц — и тут я случайно узнаю, что машина уже продана. Решил позвонить в автосалон. Позвонил — трубку никто не берет…

Подъехав на площадку лично, Василий обнаружил там закрытый офис и нескольких своих коллег по несчастью; слово за слово, выяснилось, что деньги были нужны не только продавцам, но и хозяину салона. «Он, оказывается, распродал почти все машины по очень дешевым ценам, собрал все деньги и исчез в неизвестном направлении», – рассказывает собеседник «МК». Всего в Новосибирске и Томске своих авто (точнее, вырученных за них денег) лишились около 30 человек.

– Некоторые машины, как мы узнали, по несколько раз уже перепроданы, – говорит Василий. – При этом с момента нашего обращения в полицию прошло уже четыре дня, но информации пока нет. Кажется, они не торопятся возбуждать уголовное дело — а автомобили тем временем переходят из рук в руки. Так, один из пострадавших владельцев нашел свою новую «Ладу-Весту».

Продать автомобили быстро аферисту удалось, как говорит собеседник «МК», простейшим способом: низкие цены привлекли внимание перекупщиков, и машины мгновенно разошлись по другим салонам, причем некоторые из Новосибирска уехали в Кемерово.

– Договор купли-продажи, который я подписывал, был совершенно нормальный, – говорит Василий. – Но, похоже, фиктивный: автомобиль до сих пор «висит» на мне, он не перерегистрировался в ГИБДД, юридически машина моя. Только фактически ее нет.

Один из вполне вероятных вариантов развития событий в таком случае — увы, печальный, говорят опрошенные «МК» специалисты по подбору подержанных авто. Спрос на машины без документов есть, и вполне ощутимый — среди хозяев полу- и совсем криминальных «разборок», то есть складов подержанных запчастей.

Старые песни о главном

Это может показаться невероятным, но на юге Москвы — особенно на автомагистралях М2 и М4, ведущих на юг, в ближайших окрестностях столицы — до сих пор действует мошенническая схема, которая зародилась в уже легендарные девяностые. Как говорится, почувствуй себя пассажиром (точнее, водителем) машины времени.

Чтобы стать «попаданцем», нужно вначале столкнуться с неприятностью на дороге, заставляющей остановиться. «Из-за неудачной запчасти на «Ниве» оторвался задний кардан, еле добрались до обочины, – вспоминает инженер Алексей случай, произошедший с ним год назад. – Стоим. У меня в машине жена с маленьким ребенком, я понимаю, что езда кончилась, вызываю такси, чтобы эвакуировать семью на нем. И тут тормозит эвакуатор: ай, дорогой, что случилось? Тебе куда нужно? А если что, тут недалеко есть знакомый сервис, все быстро сделаем, поехали! Поскольку мы с ними дружим, довезем за полцены!

Искомый сервис обнаружился около знаменитой «шайбы» вазовского Спецавтоцентра в конце Варшавского шоссе. Новенького клиента сразу отправили за новыми запчастями в близлежащие магазины, а когда он вернулся — огорошили. «Нам не понравилось, как мотор у тебя стучит, – вспоминает ключевую реплику мастера Алексей. – Мы «голову» скинули, там такие задиры! В общем, нужна полная капиталка».

Учитывая, что «Ниве» от роду был всего год, а за уровнем масла владелец следил, версия выглядела фантастической. И действительно, в Сети обнаружилось множество описаний этого же трюка, причем часто в исполнении тех же самых людей. Для Алексея это приключение едва не кончилось потерей машины. Забрав ее с разобранным двигателем (без «капиталки» собирать его сервис отказался), владелец хотел от огорчения ее и вовсе продать — но тут наступил 2022 год с галопирующими ценами на машины, и «Нива» получила-таки капитальный ремонт двигателя заодно с трансмиссией. «Урок» обошелся почти в 100 тысяч рублей.

Фото как необходимость

Ситуация, когда владелец вынужден оставить транспортное средство на попечение автосервиса или салона б/у машин, всегда рискованна. Какие бы документы ни были подписаны, реальность — бессердечная штука: ты оставляешь автомобиль вместе с ключами под честное слово контрагента и уходишь, «каждый раз навек прощаясь». Тем не менее, кое-что для подстраховки все-таки можно сделать, считает юрист Алексей Голубев.

– В первую очередь, не подписывайте лишних документов, позволяющих распоряжаться вашей собственностью с полным правом, – напоминает эксперт. – Например, в ситуации продажи автомобиля намного лучше прямой договор купли-продажи с немедленной передачей денег, чем генеральная доверенность с обещанием, пусть даже в виде граждански-правового договора, перечислить деньги потом. Иными словами, выкуп всегда предпочтительнее комиссии. Чтобы застраховаться от описанного случая «дилер дешево продал все автомобили, забрал деньги и скрылся», на комиссию соглашаться вовсе не стоит: или выкуп сразу, или до свиданья.

Что касается автосервисов, единственный способ застраховаться от убытков с ними — выбирать надежную фирму. Как это ни скучно звучит, подчеркивает юрист, крупный дилерский центр, который стоит на этом месте двадцать лет — самый надежный вариант, хотя его тарифы и не самые приятные. На втором месте по надежности – «клубные» сервисы, специализирующиеся на тех или иных марках авто. Здесь, впрочем, надо смотреть отзывы клиентов, в том числе на профильных форумах и чатах.

Что же касается гаражных мастеров и иного мелкого бизнеса — приходится признать, что гарантий здесь добиться в правовом поле очень трудно. Компания может в одночасье закрыться, сменить дислокацию, приемщики сменить телефонные номера… Если все-таки приходится доверять им дорогую собственность, стоит взять максимально полные личные контактные данные мастера, возможно, скопировать его паспорт. «На недоверие тут глупо обижаться, поскольку ситуация тут обоюдно располагающая к недоверчивости», – подчеркнул юрист.