Пришла весна. Снег в регионах постепенно сходит. Причем — вместе с асфальтом на дорогах. Извечная российская беда никуда не делась: в некоторых областях трассы после зимы как в городе, так и в районах, представляют собой сплошные выбоины и колдобины. Почему так происходит, попробовали разобраться наши коллеги из редакций «МК» в регионах.

Иркутск. Фото из ВК Андрея Ахмадулина

В Иркутске объявили конкурс на самую большую яму

Одну из причин утекающего ежегодно асфальта в ходе прямой линии в аккаунтах правительства Иркутской области в соцсетях озвучили руководитель «Дирекции по строительству и эксплуатации дорог» Юлия Гордина и глава региональной ГИБДД Григорий Крепель. Всё дело в том, что асфальт, который укладывается на улицах городов, гигроскопичен. Он впитывает весной днём влагу от таяния снега, а потом ночью эта влага замерзает. При замерзании вода расширяется, асфальт крошится. Весенние температуры, которые постоянно «скачут через нуль» – это стресс для покрытия. А отсутствие ливневой канализации приводит к тому, что талая вода скапливается на поверхности, проникает в трещины. А ещё зимой дворники скалывают лёд, а от ударов в асфальте возникают микротрещины, в которые по весне, опять же, попадает вода… И так – до бесконечности.

Ещё одна причина того, что асфальт утекает весной с городских улиц вместе со снегом – это замена качественной высококлассной асфальтовой смеси на асфальт более низкого класса. Такую замену и ещё некоторые другие ещё в 2019 году обнаружили члены «Союза автомобилистов Сибири», которые решили проверить качество сделанного капитального ремонта улиц Иркутска.

Так, было заявлено, что для ремонта улиц в Иркутске впервые будут применять асфальт класса «А», который используют для ремонта федеральных трасс. Он на 40% дороже, чем применяемый все предыдущие годы асфальт класса «Б», но для качественного ремонта не жалко. Однако эксперты «САС», взявшие пробы с отремонтированных в 2018 году улиц, где использовали якобы асфальт класса «А», обнаружили не только снижение класса, но и уменьшение верхнего асфальтового слоя в 2,5 раза от нормы. Нарушение технологий проведения ремонтных работ также приводит к ухудшению качества.

Сколько раз общественники, да и просто неравнодушные горожане отмечали, что асфальт кладут на дороги и в дождь, и даже в снег.

А пока в иркутских пабликах в соцсетях объявили конкурс на самую большую яму в Иркутской области. Организаторами стало общественное движение «Утек асфальт». В конкурсе будут участвовать ямы из Иркутска, Ангарска и Усолье-Сибирского. В итоге необычного соревнования будут выбраны три ямы-победительницы, рядом с которыми установят таблички «Яма года – 2021». Главам муниципалитетов, где будут обнаружены ямы-победительницы, вручат символические призы: асфальт с гравировкой «Благодарные жители мэру города…. за его борьбу с асфальтом». Плюс сертификат «Город-победитель в конкурсе "Яма года – 2021 года"» и фотография ямы-победительницы.

Ангарск. Фото из ВК Андрея Ахмадулина

Заявки на «конкурс» уже подали пользователи из Ангарска и Иркутска. Пока максимальное количество голосов набрали ямы в иркутском микрорайоне Ново-Ленино, но ангарчане не отстают.

Итоги конкурса на самую большую яму подведут в середине апреля, когда с дорог сойдёт весь снег. И асфальт.

А 1 апреля в группе «Инцидент Иркутск» соцсети «ВКонтакте» появилось фото девушки в нижнем белье на дорогах города. Таким образом, по словам иркутянки, она решила привлечь внимание к разбитым дорогам. В руках у девушки были разные плакаты, и она успела сфотографироваться в самых разных местах, где состояние дорог является наиболее удручающим.

Оренбург: Яма имени президента

Оренбургские журналисты провели акцию против разбитых дорог: ямам на дорогах присвоили имена президента и местных чиновников. Показательную акцию организовали журналисты портала Orenday, а автолюбители поддержали.

«Своя» рытвина появилась у главы администрации города Оренбурга Владимира Ильиных, у руководителя регионального Минстроя Александра Полухина. Не обделили и губернатора Дениса Паслера. И даже для премьер-министра Михаила Мишустина и президента России нашлась пара ям.

Оренбург. Фото Ольга Клишина

Народ устал от откровенного бардака с дорогами. Каждую весну они тают вместе со снегом. А на ремонт только одной улицы выделяются десятки, а то и сотни миллионов рублей. Люди хотят, чтобы подобные акции хоть как-то заставили власти задуматься о проблеме. Чудес, конечно, не ждут. Но на резонанс искренне надеются.

Особенно напрягает население тот факт, что в негодность приходит полотно, приведенное в порядок относительно недавно, даже в минувшем сезоне. На Туркестанской и на Комсомольской замечают выбоины и трещины.

Таблички очень быстро исчезли. А ямы до сих пор на месте. Буквально после этого инцидента мэр Оренбурга собрал подрядчиков и велел им устранить недочеты на гарантийных дорогах. Как говорится, лиха беда начало…

А в Минстрое прокомментировали, что согласно Федеральному Закону вся ответственность за состояние дорог лежит на главах муниципалитетов. С них и спрос. Только вот автомобилистам от этого не легче. Практически ежедневно машины теряют подвески. Или пробивают шины. Ущерб колоссальный.

В 2020 году из-за пандемии COVID-19 выплаты пострадавшим от разбитых дорог пришлось сократить. В этом общая ситуация с проезжей частью в городе лучше не стала. Так что казну придется разорять. И на устранение проблемы, и на компенсацию.

Брянск: К ямочному ремонту приобщились школьники

В конце марта в сообществе брянского поселка Белые Берега в «ВКонтакте» опубликовали видеоролик о школьниках, которые засыпали глубокие ямы на дороге близ местного железнодорожного переезда через подъездные пути на территорию бывшей белобережской гидроэлектростанции. На кадре запечатлено, как несколько подростков выносят на проезжую часть мешки и ведра со щебнем и битым кирпичом и высыпают их в ямы, а мимо них проезжают автомобили.

Ямочный ремонт дороги силами детей организовала местная общественная организация «Белые берега». В деятельности организации, по словам ее председателя Василия Шаматрина, участвуют активисты, из которых самому младшему 10 лет, а старшему – 65. Ранее они обозначили использованными покрышками ямы на другой дороге – в поселке, и тоже сняли об этом видеоролик. После его публикации в соцсети администрация поселка организовала присыпку ям щебнем.

Поводом для акции с участием детей стал инцидент с участием одного из них – Кирилла Юдина. Подросток ехал через переезд на велосипеде и едва не перевернулся, угодив в яму длиной около 20 сантиметров, из которой к тому же торчала арматура. После этого Шаматрин обратился к властям поселка с просьбой хотя бы срезать арматуру. Но результата не дождался и решил действовать сам. К тому же, что-то сделать со злосчастной ямой предложил сам Кирилл.

Акции с ямами на дорогах в организации практикуют регулярно. Обычно с наступлением весны, когда появляются не только подснежники, но и ямы на дорогах, активисты высаживают в них первоцветы. Поселок, хотя и формально входит в черту Брянска, находится от него в 20 километрах. Поэтому, поясняет Шаматрин, «люди в желтых жилетах» попадают туда с запозданием.

Мнения жителей поселка по поводу участия детей в ямочном ремонте разделились. Одни восторгались гражданской активностью ребят и возмущались бездействием дорожников, допустивших такое разрушение покрытия. Другие – задались вопросом относительно правовой и моральной составляющих. Ведь дети занимались тяжелым физическим трудом в опасных условиях – выносили полные мешки и ведра и высыпали их содержимое на проезжей части, по которой не было перекрыто движение. Полномочий перекрыть движение у общественной организации нет. Не было на детях и спецодежды дорожников – обычные брюки и куртки. 

По словам Шаматрина, все несовершеннолетние участвуют в деятельности организации с письменного согласия родителей. Сами родители считают, что лучше дети пусть занимаются чем-то полезным, а не воруют алкоголь в местных «Магните» и «Пятерочке».

Что до переезда, то он сам, и прилегающая к нему территория, находятся в частной собственности, и входят в зоны ответственности владельца депо, расположенного на территории бывшей белобережской гидроэлектростанции, на территорию которой ведут железнодорожные пути. По словам Львутина, собственник получил предписание администрации поселка навести порядок до 1 мая.

Василий Шаматрин говорит, что работы на этом переезде идут каждый год. Но асфальт на его памяти продержался максимум полтора месяца.

Владивосток: Приморцы устали от бездорожья – в ход идут кирпичи

Жители края решили, что кроме них некому позаботиться о безопасности дорожного движения и сохранности подвески машин. Люди выходят на дороги, чтобы своими силами провести ямочный ремонт.

На этой неделе терпение приморских автолюбителей лопнуло: люди стали выходить на дороги и своими силами и подручными материалами засыпать ямы.

Первыми роль дорожников взяли на себя жители Уссурийска. Мужчины вышли с мешками кирпичей на мост на Комсомольской улице. Автолюбители давно жаловались на дыры на стыках путепровода.

Под одобрительные возгласы проезжающих автомобилистов мужчины засыпали ямы старым кирпичом. По их словам, к ним присоединились другие горожане – помогли засыпать ямы щебенкой. Ремонт получился по технологии: большие ямы сначала заложили кирпичами, а сверху плотно засыпали щебенкой – чтобы кирпичи не вылетали из-под колес.

«Всем известный Комсомольский мост в таком плачевном состоянии. Администрация разводит руками и ничего не делает», – комментировал один участников ямочного ремонта.

«Ну, теперь главное, чтобы администрация не сказала, что из-за этих ребят теперь не хватит денег на ремонт, так как на демонтаж этих кирпичей деньги не выделялись, и теперь надо снова проводить оценку, проектно-сметную документацию. И только после этого назначать новые сроки и искать подрядчика», – писали тогда в комментариях.

Но, то ли так совпало, то ли администрация Уссурийска побоялась критики от губернатора, но к ремонту моста приступили на следующий день. В пресс-службе городской администрации сообщили журналистам, что вообще-то в начале марта ремонт моста уже проводился.

«К сожалению, сразу провести восстановление деформационных швов было невозможно, потому что сначала специалисты–мостовики должны были их тщательно обследовать», – сообщили в пресс-службе. Обследовать швы получилось только в конце марта, а 30 числа приступили к ремонту.

Мост, по словам пресс-службы, будут «капиталить» уже в этом году, но позже. Ремонт запланирован на третий квартал.

«А вот интересно, сколько бы ещё по времени такое было? Просто вчера парни сделали, в сеть выложили, и кому нужно после этого по шапке прилетело… И сразу же оперативно нашлись и деньги, и люди, и легенду придумали», – комментируют горожане.

Уже в среду, 31 марта, жители дальневосточной столицы решили повторить подвиг соседей. Во Владивостоке молодые люди засыпали кирпичами ямы на Тухачевского. Стоит отметить, что показательная акция во Владивостоке была еще более вызывающая: ямы засыпала девушка.

И эта деятельность тоже получила поддержку у местных жителей. Дорога на БАМ во Владивостоке после зимы стала непроходимой: ямы с трудом можно преодолеть даже на маленькой скорости. А водители, которые не знают о существовании таких дыр на дороге, вполне могут остаться без колес.

«Чиновники угорают и руки потирают, народец налоги платит и сам ямы заделывает», – пишут в соцсетях.

Спустя сутки горожане стали жаловаться: ремонт провели некачественно – кирпичи уже валяются по дороге. Отметим, во Владивостоке во время любительского ямочного ремонта кирпичи щебнем не засыпали.

«Уже из одной ямы кирпичи повылетали и по дороге валяются», – прокомментировали ремонт горожане.

«Спасибо, ребята, за труд ваш. Только не практикуйте такое постоянно. Эти камни тоже плохо и ямы плохо. Булыжники разбросанные на дороге опасны – вылетают как пули из-под колёс», – предупредили автомобилистов местные жители.

Мэрия Владивостока отреагировала на такой ямочный ремонт и напомнила горожанам, что скоро начнется настоящий, за бюджетные деньги. Улица Тухачевского в этом году вошла в список дорог для восстановительного ремонта.

Псковские оползни: городские дороги сходят вместе со снегом

В Пскове есть одна народная забава – с приходом весны следить за таянием снега и за тем, как исчезают дороги. Недавно отремонтированные тротуары просто «уплывают» вместе с весенней грязью, и псковичам приходится каждый раз удивляться: а был ли мальчик, в смысле – асфальт?

В этом году жителей города особенно удивило таинственное «исчезновение» недавно отремонтированной лестницы в Ботаническом саду. Псковичка так и вовсе чуть не переломала все ноги, спускаясь вниз.

«Шла по этой новой отремонтированной лестнице и споткнулась об арматурную сетку! Пользуюсь этой лестницей постоянно. В прошлом году летом, наконец-то, закончили ее ремонт и открыли для общего пользования. До этого она долгое время была закрыта как аварийная, и приходилось обходить ее кругами. Сделали красиво и, казалось, на совесть. Но пришла первая весна, и лестница снова стала аварийной! Камень по краям ступенек обсыпался весь – где-то немного, а где-то – целыми кусками. В двух местах из ступенек торчит арматурная сетка. А учитывая большой угол наклона этой лестницы, это очень опасно», – пожаловалась псковичка на официальном сайте губернатора Псковской области.

По словам горожанки, ей обидно, что люди так долго ждут благоустройства, а ремонта хватает на полгода. Она попросила наказать виновных лиц и привести лестницу в порядок.

В ответ на ее обращение глава администрации Пскова Александр Братчиков пообещал, что уже к концу марта лестницу приведут в порядок.

«В адрес подрядной организации ООО «Гепард» направлена претензия о необходимости в срок до 19 марта за свой счет устранить дефекты, выявленные в период гарантийной эксплуатации объекта», – написал сити-менеджер.

Однако по состоянию на 31 марта «воз и ныне там» – лестница как была в ненормативном состоянии, так и осталась.

«Если объективно смотреть на то, как ремонтируют или же реконструируют дороги в нашем городе, нельзя не заметить, что объемы таких работ за последние годы выросли, о чем постоянно любят упоминать местные чиновники. Но факт остается фактом: каждую весну дороги в регионе превращаются в полотно после бомбежки. Здесь возникает вопрос: как осваивают выделяемые властями деньги подрядчикам? А большая часть денег, хочу заметить, идет по нахваливаемому нацпроекту «Безопасные качественные дороги», – заявил пскович Николай Самсонов.

Псковичи потешаются над новым арт-объектом города. Фото Ирина Каплан

Даже мелкий ремонт улично-дорожной сети в Пскове, утверждает он, не может пройти гладко. «Наглядный тому пример – нашумевший в СМИ арт-объект на улице Юности. Местные жители уже второй год подряд фиксируют провалы в грунте, в частности, на пешеходной дорожке, выложенной брусчаткой, и на заезде в один из дворов. Провалы получили название «Большой каньон» и «Малый каньон», – напомнил горожанин.

И действительно, псковичи уже настолько привыкли, что свежий ремонт больше года не держится, что это стало регулярным поводом для шуток. Над «Большим» и «Малым» каньоном потешаются несколько месяцев. Как говорится, и смех, и слезы.

«Хотелось бы, чтобы подрядчики работали на вверенных им объектах качественно. Чтобы это были местные жители, а не иногородние, которые в дальнейшем будут ездить по этим же дорогам. Тогда, возможно, тротуары действительно перестанут «таять» и станут безопасными для пешеходов. Иначе зачем нам «дорожный» нацпроект?» – закономерно вопрошает пскович.

Нижний Новгород: Нам помогут не хайпожеры на лодках, а ливневка, илососы, и мотопомпы

Видео, которое снял нижегородский блогер Олег Щеглов 29 марта, когда он, спустив надувную лодку в огромную лужу на проезжей части, демонстративно перевез кого-то с одного «берега» на другой по улице Гордеевской, – широко разошлось в сети.

«Помог сегодня человеку на Гордеевской, 56 перебраться через дорогу, не бросать же в беде!» – бодро написал блогер, который даже претендует на избрание куда-то. Так он еще раз привлек внимание к проблемам ливневок в городе, который нынче празднует 800-летие.

Нижний Новгород. Улица Гордеевская по направлению к поликлинике. Фото Иван Окопов

Люди в соцсетях весело отписались: «Лодка-такси в НиНо – это очень круто», «Настоящему депутату для благого дела лодку следует украсть», «Мы в поликлинику детскую там плаваем», «@nizhny800», «Постоянно это море там – и зимой, и летом».

«На улице Гордеевская, 40, возле детской поликлиники всегда такой потоп. Не пройти с ребенком», – пишут в сообщениях». «Так да, там от поликлиники до гаражей самое веселье. По одному берегу пляж намыло уже. По-другому – тротуар подмыло».

Для нижегородцев такой хайп не стал откровением, «на этой луже у нас пиарятся все, кому не лень, говорят жители Канавинского района. Ранее, на федеральные телеканалы попадал сюжет с катанием молодых ребят на водных лыжах по улицам микрорайона Гордевский.

Микрорайон Гордеевский, как и еще десятки других мест во всех районах Нижнего Новгорода, регулярно топит. Причины такой «природной ситуации» давно известны, пониженный рельеф местности на Стрелке, недалеко от слияния Оки и Волги, множество подземных грунтовых вод. А капитальной ливневки на этой территории нет, и пока неизвестно, когда появится. И нынче в городском департаменте жилья и инженерной инфраструктуры, подтвердили, что подтопление территории по улице Гордеевской происходит из-за отсутствия там сетей ливневой канализации. «Список луж и морей» давно известен и стоит на контроле.

По словам начальника отдела коммунального хозяйства и содержания дорог администрации Канавина Вадима Тараканова, в Канавинском районе более 10 подтапливаемых территорий. Местные жители уже давно привыкли к систематическим подтоплениям и весной, и летом после сильных осадков. «Разговоров и хайпа вокруг проблемы много, а ничего не делается», – говорят они. А на вопрос, как справляетесь с ситуацией, – пешеходы бодро отвечают: «А мы здесь – по лужам – не ходим».

В гардеробе у каждой семьи набор сапог, люди из частного сектора используют деревянные настилы и другие подручные средства для передвижения по улицам, знают маршруты и пути обхода затоплений.

В этом сезоне ситуацию осложнило рекордное количество выпавшего снега. По данным ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в феврале 2021 года были перекрыты абсолютные максимумы месячного количества осадков: в нагорной части города объем составил 246% (91 мм) от средних многолетних значений, в заречной части – 260% (78 мм).

Кроме того, с большинства территорий города снег не вывозили на снеготаялку, а складировали во дворах, на улицах.

Семья Нарине купила в этом районе квартиру, сейчас жалеют. «Мы на этой улице Гордеевской в 2017 году квартиру купили, не такой сезон был. Такого безобразия не было. А сейчас… Все время такие трудности, вода стоит на улице почти круглый год. Приходится носить резиновую обувь, не красиво… и вообще. Все звонят в домоуправление, жалуются. А бесполезно… Машина приезжает, один раз воду забирает и больше никак. Что это за отношение такое? Почему им безразлично? Ведь у людей кредиты, ипотека. У сына машина, но ездить опасается, ломается тормозная система», – рассказывает она.

Сын Геворг – активист, неравнодушный к происходящему человек. «Я уже не выезжаю на машине пока не просохнет, – говорит он.- Постоянно звоню в ДУК Канавинского района, в администрацию. Надо здесь либо поднять уровень асфальта, либо делать ливневку. Каждый год асфальт на улице разрушается, приезжают латать дорогу. Это, наверное, дорого обходится. Откачивать воду тоже затруднительно. И правильней было бы сделать ливневку, потому что в этих лужах постоянно теряются номера, закрылки автомобилей». Но, несмотря на водную стихию, автомобилисты продолжают срезать путь по затопляемой улице Гордеевской, и регулярно они снимают «захватывающие» ролики и выкладывают их в интернет.

Планы по строительству сетей ливневой канализации в Нижнем Новгороде – это еще одна эпопея. Недавно на комиссии гордумы Нижнего Новгорода по городскому хозяйству депутаты еще раз обсуждали перспективы строительства и модернизации ливневой канализации и методы борьбы с подтоплениями в Нижнем Новгороде. Сегодня 90% ливневой канализации находятся в предаварийном состоянии.

Ранее у города были намерения попасть в федеральную экологическую программу (напр., «Оздоровление Волги»), привлечь концессионера или инвестора для строительства сетей, реализовать проект с помощью нижегородского водоканала или его дочерней компании. Но проект требовал миллиарды (а в некоторых вариантах – и десятки миллиардов рублей), и нагрузить сегодня дополнительной платой за водоотведение – пользование новыми сетями – предприятия, юрлица почти нереально.

Пока же все ливневые работы ограничиваются ремонтами и прочисткой, на самых аварийных участках (в частности, на набережной Федоровского и на улице Ковалихинской) сооружаются новые объекты.

«Работа по содержанию и ремонту ливневых канализаций продолжается в рамках имеющихся бюджетных средств», – сообщили в администрации города. На перспективу, «по-прежнему рассматриваются различные варианты в рамках совместных с правительством Нижегородской области решений».

По словам директора защиты территорий города Нижнего Новгорода» Алексея Ежкова, канализации обеспечивают отвод стоков только с третьей части территории города, обслуживают сеть 52 человека – на 100 км ливневки приходится один сотрудник. Крупные работы отдаются на подряд. «На содержание и ремонт ливневой канализации в 2020 году было выделено 120 млн рублей. Из них 40 млн рублей потрачены на ликвидацию последствий оползня на набережной Федоровского. В 2021 году на данные цели запланировано 116 млн рублей, в том числе 30 млн рублей – на ремонт коллектора на улице Алексеевской», – рассказал Алексей Ежков. Хотя только на очистку ливневки нужно выделять порядка 170 млн рублей в год.