Кажется, слишком громкие автомашины и мотоциклы всерьез достали московскую мэрию: глава столицы Сергей Собянин уже дважды за последние месяцы поднимал тему ночного шума, мешающего жителям. На сей раз все по-серьезному: в Мосгордуму внесены поправки об усилении ответственности за нарушение закона о тишине со стороны водителей. Мы узнали, как облава на «беспечных ездоков» будет организована технически и возможны ли в этом деле дорогостоящие для водителей ошибки.

Фото: Наталья Мущинкина

Усиление ответственности анонсировано очень серьезное: во-первых, большие и прогрессивные (возрастающие) штрафы в зависимости от мощности мотора. А во-вторых — разрешение на эвакуацию авто или мотоцикла на спецстоянку, откуда дорога будет только одна — эвакуатором на сервис, чтобы вернуть штатную конфигурацию глушителя или ампутировать слишком громкую аудиосистему.

— К сожалению, проблема хорошо известна жителям многих районов Москвы, — констатирует Сергей Собянин. — Отдельные «отмороженные» автомобилисты всю ночь напролет гоняют на машинах и мотоциклах без глушителей и с громкой музыкой. Меня неоднократно просили принять меры, чтобы положить этому конец.

Если конкретно: штраф за нарушение закона о тишине автомобилистами и мотоциклистами возрастет с 500 до 5000 рублей. При мощности двигателя легковушки выше 200 л.с. (мотоцикла — свыше 50 л.с., грузовика — более 250 л.с.) начинается «прогрессивный» штраф: за каждые 10 «лошадей» по 250 рублей сверху. Таким образом — этот пример приводит и сам градоначальник — при мощности двигателя легкового авто в 400 л.с. штраф составит 10 000 рублей. Это, конечно, если машина будет шуметь в неурочное время (для Москвы — с 23 до 7 часов).

Самое интересное в заявлении мэра Москвы — анонсированный метод контроля. Не только патрули ДПС (хотя и они тоже — именно для патрулей придумали такую меру воздействия на нарушителей, как эвакуация на спецстоянку), но и видеокамеры будут отслеживать уровень шума. Для этого их оснастят шумомерами, пообещал Собянин.

— Пока таких комплексов фиксации на вооружении нет, — рассказал «МК» сотрудник столичного управления ГИБДД. — Если будет принято решение контролировать уровень шума, то закупят соответствующую технику и для экипажей ДПС, и для обновления постов автоматической видеофиксации. Но пока работ в этом направлении в Москве не ведется.

По словам источника «МК», новые камеры, если до них дойдет дело, будут устанавливать вначале точечно — в точках, откуда поступают жалобы на шум, и на узловых перекрестках, чтобы «закрыть» ими как можно больше вариантов проезда шумной техники. Всего на первой фазе может быть установлено несколько десятков таких комплексов, не считая оборудования патрульных автомобилей.

В России подобные камеры пока не продаются, документации и прейскурантов на них не существует. Однако на зарубежных сайтах подобные программно-аппаратные комплексы представлены: цена одной установки фотовидеофиксации источника шума составляет около 5000 фунтов стерлингов (соответственно, около полумиллиона российских рублей). Таким образом, расходы на переоснащение могут составить, как минимум, десятки миллионов рублей только на первый этап.

Еще одна актуальная проблема — точность измерения: не будут ли приходить «письма счастья» случайным водителям, которым не повезло двигаться рядом с хулиганом-нарушителем или просто шумной фурой?

По мнению группы исследователей Сингапурского технологического университета (научная работа проведена в 2014 году), вероятность ошибки существует. При испытании систем, состоящих из нескольких микрофонов, камеры быстрого реагирования и продвинутых алгоритмов обработки сигнала, выяснилось, что в некоторых случаях (например, движение в одной полосе громкого мотоцикла и обычной легковушки) возможны ошибки. И при установке систем контроля рекомендуется подобные спорные ситуации уже на уровне алгоритма решать в пользу водителей. То есть отправлять «письма счастья», пришедшие непонятно кому, в корзину.